Сейчас совсем не обязательно быть состоятельным, брать кредит или обращаться к инвесторам, чтобы реализовать творческий/социальный проект, даже масштабный.
Краудфандинг - это шоу!
В этой статье я расскажу о том, почему я называю отечественные краудфандинговые кампании «советскими», поделюсь мыслями о том, что такое на самом деле правильный краудфандинг, и какие основные ошибки делают авторы, из-за которых их проект проваливаются. Кампания должна собирать деньги на реализацию идеи или проекта, а не потреблять средства авторов.
Чтобы облегчить вам понимание того, что такое «правильный краудфандинг», я хочу прежде поговорить о самых популярных и распространенных ошибках и проблемах многих (большинства) наших кампаний.
Нет понимания своей целевой аудитории
Автор понятия не имеет, кто его пользователь (покупатель). Он не знает ни возрастные границы, ни пол, ни род занятий. Не собрана никакая статистика, нет описанного портрета среднего пользователя. Что здесь самое печальное — автор не задумывается даже о стране, в которой живут его пользователи. Результатом этого является запуск кампании для русских, или о русских проблемах на Кикстартере или ИндиГоГо.
Например, автор документального фильма о проблемах коммунальных квартир и ветеранов Великой Отечественной войны, живущих в них, пытается собрать деньги на англоязычной платформе. Кому он там будет нужен, интересен, близок и понятен? Никому. Смогут ли его прочитать те, кому он действительно может быть важен, на английском языке, и тем более — заплатить на англоязычной площадке? Конечно нет. Вроде бы очевидно, но регулярно такие кампании запускаются и, естественно, тонут.
Идея, интересная только автору
Это — частая болезнь разработчиков игр, делать то, что интересно только им самим, но больше никому не нужно. Это перекликается с предыдущей проблемой, но несколько шире и звучит так: не всякая идея подходит для масс. Это как с авторским кино: оно кому-то нужно, но обычно это очень узкий круг людей, очень узкая ниша. Краудфандинг не исключение: есть товары широкого потребления, близкие и понятные многим, которые хорошо собирают. А есть такие, которые большинству не близки и не интересны, такие не собирают.
С другой стороны, краудфандинг — это прекрасный инструмент для проверки своей идеи, если все остальные ошибки, о которых я буду говорить ниже, учтены. Ведь если идея хорошая, но кампания подана неправильно, то автор может решить, что его идея не работает, никому не нужна и откажется от нее. Так что лучше все же сперва проверить идею на востребованность где-то еще. Как ее проверить? Предложить родственникам и друзьям вложить в нее деньги. Если ВЫ не готовы им ее предложить, значит это не та идея. Если они не готовы в ней участвовать, это тоже что-то значит.
Три советские ошибки
Любимые грабли русских людей, которые звучат так: авось, халява и халтура.
«Авось не заметят», «Авось сработает», «А, ладно, сойдет!» - так звучит первая ошибка. Краудфандинг — это явление массовое, и если кто-то один не заметит, кого-то одного устроит, то большое количество людей всегда все увидит. Более того, люди обмениваются впечатлениями, мыслями, и если их что-то не устроит, об этом могут написать или рассказать. В комментариях вы этого не увидите (потому что комментировать могут обычно только те, кто поддержали кампанию), но низкое количество бекеров вполне может быть результатом того, что вы пустили что-то на самотек, предоставили воле случая. Еще очень показательна ситуация для русских людей, когда кампания готовится полгода, а потом автор не может потерпеть неделю и исправить какой-то серьезный недочет в видео, полагаясь на авось.
Халява — это то, как наши люди воспринимают краудфандинг. Звучит мысль примерно так: «Легкие деньги, надо просто написать что-нибудь, снять какое-нибудь видео, и все миллионы мира мои!». Казалось бы, уже везде всем сказали, писали, читали, что краудфандинг — это серьезная работа, требующая подготовки и вложений, как временных, так часто и денежных. Но стяжатели халявы продолжают создавать кампании, собирающие примерно $0, и потом удивляются, почему ничего не получилось.
Халтура — это третья ошибка, которая является результатом двух предыдущих. Низкое качество видео, низкое качество картинок, текста и других материалов, часто — полное их отсутствие. Краудфандинг — это зарубежная модель работы с людьми, советский подход тут не подходит. Ведь как думают потенциальные покупатели конечного продукта: если автор не в состоянии качественно сделать свою кампанию, то как он может быть в состоянии сделать что-то более серьезное? Если автор халтурит при подаче материалов, то почему он не будет халтурить при создании конечного продукта?
Некачественная страница кампании
Продолжение халтуры, но уже немного подробнее. Увидев плохую страницу, люди могут просто не захотеть смотреть видео. Везде учат, что видео — это самое главное. И действительно, видео можно смотреть прямо в Фейсбуке, на Youtube, и прочих местах. Но рано или поздно люди перейдут на страницу кампании, и если они увидят плохую подачу, страшные картинки или неграмотный текст, это может стать причиной их ухода. Какие тут основные ошибки: неприятные, некачественные или морально устаревшие картинки; стена текста, не разделенная на абзацы, без отбивок картинками и шапками; грамматические ошибки; скучный и заумный текст-лекция; и самое главное: вода, когда автор сам не знает, что писать, но думает, что надо написать побольше.
Некачественное видео
«Хочу развидеть!» - так говорят о некотором видео, и некоторое видео, созданное нашими авторами, действительно хочется забыть навсегда, стереть из своей памяти как можно скорее. Плохо выглядящие люди на видео, без зубов, с грязными волосами, в грязной одежде никоим образом не способствуют укреплению веры людей в проект. Видео, снятое на кухне коммуналки (если это, конечно, не Митьки, но это отдельная история), в грязном подъезде, на плохую технику, с паршивым звуком и светом — все это играет роль. Люди хотят видеть доказательства того, что автор не школьник, что он не потратит их деньги каким-нибудь глупым образом, что он умеет производить, и что у него серьезные намерения. Дурацкое, дешевое, самопальное видео этому не будет никак способствовать. Бывают, конечно исключения, когда такое видео снято весело, со вкусом, легко; такое видео работает. Почему оно работает я расскажу в конце статьи.
Холодный старт
Проявляется холодный старт в полном или практически полном отсутствии подготовки. У автора нет страницы в Фейсбуке, нет живой и активной группы в Вконтакте, или какого-то другого сообщества и даже не ведутся работы по его формированию. У автора нет заранее подготовленных контактов прессы, нет предварительного согласия о публикациях. Автору неизвестна конкретная дата запуска кампании (обычно потому, что все делается в последний момент, второпях).
Почему авторы делают такие ошибки?
Потому что они не понимают свою целевую аудиторию и то, что такое краудфандинг для них. В нашей группе «Русские на Кикстартере» был опрос: что такое краудфандинг? Было много разных ответов, можете сами поискать там эту тему. Все ответы были правильные... и все они были исключительно с точки зрения автора или площадки. Не было ни одного ответа с позиции потенциального покупателя, бекера. Для того, чтобы сделать правильную кампанию, нужно понимать следующую вещь:
Краудфандинг — это шоу!
Давайте зададим себе вопрос: почему бекеры участвуют в краудфандинге? Что ими движет, когда они отдают авторам свои деньги? Ради чего они это делают? В первую очередь потому, что они хотят получить продукт, обещанный автором. Но вот что интересно: есть кампании, в которых конечный продукт стоит, скажем, $100. И около половины его сборов дают люди, которые дают по $10-$20 и не получат сам продукт. Еще раз: почти половина людей поддержала кампанию, заведомо зная, что они не получат продукт. Почему они это сделали? Потому что им понравился продукт и его подача, понравилась идея. Они захотели стать ее частью, стать сопричастными к этой идее.
Теперь разберем это желание. Они готовы потратить свои деньги, чтобы поддержать интересую им идею. Это ни в коем случае не их последние деньги; это не обязательный платеж; это просто развлечение. Во время которого бекеру становится лучше от того, что он сделал что-то хорошее. Он включается социум, формирующийся вокруг этого проекта, он начинает общаться с единомышленниками. Он начинает болеть за успех кампании, наблюдать за ее ходом и развитием, новостями, достижениями. Для него это — приключение, развлечение... это шоу, в котором он участвует. Он приходит не только для того, чтобы получить конечный продукт, но чтобы получить какие-то эмоции, развлечение.
Таким образом, автор — это конферансье, площадка — сцена, его проект — артист, а вся кампания — это шоу. Да, оно может быть в разных стилях, сравнить например, Ouya и Double Fine Adventure. Но и то, и то все равно интерактивное приключение. Как и во всяком шоу, тут важна не только завязка, но и развитие; поэтому правильные апдейты очень важны. Ведь иногда и фильм в начале скучен, но потом затягивает. Сделаете приключение — сделаете хорошую кампанию, о которой будут писать журналисты. Сделаете скучную лекцию, и о ней никто не захочет писать. Ведь и цель любого СМИ — развлекать свою аудиторию, подавать интересные истории, новости, обзоры.
Так что не делайте краудфандинговую кампанию... делайте шоу, и у вас все получится!

Anti Danilevski
crowdcult.com
Задачи и цели Краудкульта
Вчера прошло замечательное событие "CrowdPulse" - было награждение журналистов, пишущих о краудфандинге. Было сказано много всего интересного и мотивирующего, однако было и довольно жесткое выступление Евгения Гаврилина, соучредителя площадки Бумстартер. Оно было обращено к журналистам и заключалось примерно в следующем (передам своими словами, смысл останется тот же): "К сожалению, журналисты практически никогда не пишут о тех кампаниях, которые еще только находятся на стадии подготовки. Никто не хочет писать о проектах, которые еще не собрали свои миллионы, или хотя бы сотни тысяч. А ведь это так важно для авторов, получить какую-то поддержку еще до того, как они запустят свою кампанию. Это очень важно - заручиться поддержкой заранее, получить какую-то известность и заметность до того, как начнется сбор средств. Но никто не хочет об этом писать."
Я не совсем согласен с этими словами, точнее с той их частью, где говорится "...никто не хочет писать". Дело не в том, что никто не хочет. Дело в недостаточности информации: журналистам просто негде брать проекты, о которых они хотели бы написать. В основном, авторы высылают пресс-релизы уже тогда, когда кампания запущена, или за 1-2 дня до этого. Что можно успеть за 1-2 дня? Можно ли разобраться с проектом, познакомиться с автором и сделать какой-то полезный и интересный материал? Почти всегда - нет, нельзя. Вторая сложность, еще более распространенная заключается в том, что у авторов просто нет контактов с прессой. У нас нет и PR-агенств, работающих в сфере краудфандинга, которые могли бы обеспечить такие контакты. Поэтому авторам просто приходится запускать свою кампанию и затем бегать с вытаращенными глазами, ища поддержку в прессе. А это, как показывает практика, обычно уже слишком поздно.
"К сожалению, журналисты практически никогда не пишут о тех кампаниях, которые еще только находятся на стадии подготовки" - Евгений Гаврилин, Бумстартер
Что же делать? Я сам столкнулся с такой ситуацией в свое время. К тому времени, как у моего проекта появились активные сторонники, которые организовали связь с журналистами, публикации в больших СМИ, моя кампания уже завершалась. Было слишком поздно. И именно тогда я задумал Краудкульт - место, которое будет помогать авторам встречаться с журналистами, а журналистам находить интересные проекта. И так Краудкульт и родился.
Любой автор может рассказать о своем проекте на страницах Краудкульта, совершенно бесплатно. Краудкульт мониторят некоторые журналисты, и с каждым днем их становится все больше. В планах - организация добровольного листа журналистов с автоматической рассылкой (желающим) о новых рассказах на Краудкульте. Готовится автоматическая рассылка тем, кто лайкнул проект и стал его фаном тогда, когда кампания будет запущена на площадке (если она находится еще на стадии подготовки). Мы планируем добавить форму связи с автором, чтобы журналисты могли быстро связываться с авторами и договариваться о публикациях. Все это нужно для того, чтобы помочь авторам находить единомышленников до того, как они запустили свою кампанию, чтобы собирать мнения и вносить необходимые коррекции пока еще не поздно.
Дело даже не в том, что никто не хочет. Дело в недостаточности информации: журналистам просто негде брать проекты, о которых они хотели бы написать. А у авторов, в свою очередь - нет контактов журналистов.
Кроме того, в планах на дальнейшее будущее - целый набор инструментов для авторов, который поможет их кампаниям добиться успеха. Но об этом я расскажу позже. А пока что призываю авторов не стесняться, рассказывать о своих кампаниях (особенно готовящихся), делиться интересными событиями и опытом. Не бояться спрашивать мнения людей пока еще не нажата кнопка "Старт". Искать и находить единомышленников, которые поддержат кампанию после ее запуска не только деньгами, но и своими связями и энергией. И тогда ваши шансы на успешное завершение кампании значительно возрастут.
Как написать на Краудкульте? Это очень просто: зарегистрироваться (или можно просто войти через социальные сети) и нажать кнопку "Добавить статью". Что это может быть? Что угодно: рассказ об идее или о том, как создавался проект; рассказ о готовящейся кампании или о той, что уже запущена и во всю идет.
Напоследок, всем авторам пожелаю удачи, а всем журналистам - хороших статей о хороших проектах!
Anti Danilevski
crowdcult.com
Краудфандинг 2.0
Изначально у краудфандинга была благородная и прекрасная цель: "Каждый должен иметь возможность собрать средства на свою мечту, на свое дело, проект или бизнес, при помощи друзей и единомышленников". Действительно, краудфандинг помогает десяткам тысяч авторов привлекать средства и реализовывать свои идеи. Но, как и в любой другой индустрии, по мере его развития, система начала меняться: требования к проектам и материалам с каждым днем становятся жестче, раскруткой кампаний часто занимаются профессиональные PR-агентства, а больше деньги собирают те, кто и так мог бы их получить без помощи народа. На фоне повышения конкуренции шансы обычных людей - не бизнесменов или пиарщиков, значительно снижаются. Идея краудфандинга изменилась с демократической на профессиональную. С одной стороны это хорошо: меньше проектов низкого качества собирают средства и общее качество кампаний выросло. С другой, обычные люди уже не имеют возможности собрать средства на свою мечту и могут только смотреть на то, как это делают другие.
Поэтому я предвижу появление новой системы, которая будет учитывать все эти проблемы "рядовых людей". Можно ее назвать краудфандинг 2.0, или демократический краудфандинг. Суть его будет заключаться в следующих четырех (основных) пунктах.
1. Любой может собрать средства
Любой - это значит любой. Абсолютно, без какой-либо особой подготовки, знаний, связей и денег на пиар и маркетинг. На Кикстартере зарегистрировано 6+ миллионов участников (бекеров), но авторов в тысячи раз меньше. Успешно собравших - в десятки тысяч, собравших более сотни тысяч долларов и того меньше. Но каждый бекер, поддерживая кампанию, думает о том, что было бы здорово собрать и самому денег на свою собственную мечту. Но те препятствия, которые сейчас существуют на пути авторов успешных кампаний, останавливают потенциальных авторов от создания своих собственных кампаний.
Краудфандинг следующего поколения уберет эти препятствия с пути потенциальных авторов и даст абсолютно всем возможность собирать средства на свои мечты.
2. Гарантированный сбор
Больше половины кампаний тех, кто отважился на попытку сбора, проваливаются по приведенным выше причинам. И, чем дальше, тем больше будет провальных кампаний: аудитория привыкает к лучшему качеству, к профессиональной подаче материалов и сильному маркетингу. Кампании, которые не обладают этими качествами, будут восприниматься все хуже и хуже. Но в краудфандинге 2.0 все будет иначе.
Площадки будут гарантировать успешные сборы. Конечно, в большинстве случаев это буду не миллионные сборы, и даже не на сотни тысяч. Однако, гарантировать сборы в несколько десятков тысяч долларов можно без особых проблем. И именно так и будет работать краудфандинг следующего поколения: создав кампанию, никто не уйдет с пустыми руками. Я уже слышу и вижу ряд скептических комментариев о том, что это в принципе невозможно. И скажу сразу: это возможно и такая система уже существует. Вопрос только в том, когда она окажется реализованной и кто это сделает первым.
3. Отсутствие обязательств перед бекерами
В текущей системе авторы обязуются перед бекерами не только создать свой проект, но и предоставить им награды, за которые те заплатили при поддержке кампании. Все это приводит к дополнительным сложностям для авторов, и к негативу в том случае, если автор вдруг не выполняет своих обязательств. Кроме того, эта система идет немного против самой идеи краудфандинга, превращая его в обычные торговые отношения: заплатил за поддержу кампании, купил определенный товар.
В краудфандинге 2.0 авторы не будет обязаны что-либо предоставлять их бекерам в обмен. Система будет работать на ином принципе и совсем с другой механикой нежели все, что существует сейчас.
4. Реклама и СМИ не нужны
Основная сложность, с которой сталкиваются авторы в текущей системе - это жесткая необходимость получить освещение в СМИ. Это требует от авторов или отличных коммуникативных навыков, или бюджетов на маркетинг и PR. Исключением являются звездные личности, о каждом действии которых СМИ напишут самостоятельно и с огромной радостью. Но это - исключения, а всем остальным придется хорошо потрудиться, чтобы не разбиться о так называемую "стену тишины", когда на все письма и попытки связаться с прессой автор в ответ получает тотальное игнорирование.
В краудфандинге 2.0 автору не нужно будет прикладывать особых усилий для того, чтобы его кампания успешно собрала средства. Оповещение в прессе или помощь друзей будет положительно влиять на скорость сборов, но даже если автор не будет делать ровным счетом ничего, при помощи площадки он все равно соберет нужную сумму. Иначе говоря, при помощи пункта 2, описанного выше, площадка следующего поколения снимет с авторов необходимость в рекламе, продвижении и самостоятельной работе со СМИ.
Результат
В результате эволюционирования текущего краудфандинга в новую, демократичную систему, получится следующее. Любой человек сможет собрать средства на свою мечту независимо от того, насколько он профессионален в бизнесе, маркетинге, ПР или насколько он известен. Он не будет ничем обязан тем, кто его поддержал деньгами. Более того, ему не нужно будет заниматься ни маркетингом, ни особой рекламой своей кампании: площадка, обладая необходимым инструментарием, все сделает за него. При этом феномен, известный как "краудфандинговая усталость" (при котором прессе/журналистам надоедает писать о тысячах краудфандинговых кампаний и они берутся за репортажи/обзоры только самых сильных и интересных кампаний), порождаться не будет. И, несмотря на все это, каждый автор, который начал сбор средств, гарантированно их соберет.
Я знаю, о чем вы сейчас думаете: все это звучит как недостижимая мечта ленивого автора, который не хочет ничего решать и который хочет на ручки и много денег. И это действительно так, за исключением одного: эта мечта не недостижимая. В мире уже сейчас существуют механики, которые, в комбинации, позволяют создать такую систему. И тот, кто первым реализует краудфандинг нового поколения, возможно, без особых усилий переплюнет все существующие краудфандинговые площадки, включая Кикстартер.
Тех же авторов, которые пока что вынуждены работать с текущей системой, вскоре ждет одна очень приятная новость, которую я опубликую, вероятно, в течение ближайших недель.
Anti Danilevski
crowdcult.com
Poible, изначально австралийская площадка (кстати - очень стильно выполненная), Pozible первыми вышли на краудфандинговый ранок в Китае. Они моментально побили все свои предыдущие рекорды с браслетом Gyenno One, собрав порядка $170 тысяч, причем цель - 10 тысяч юаней - браслет собрал за одну минуту с момента запуска кампании. Всего же пока что Pozible собрали порядка $21 млн.
Площадка работает с PayPal и китайской платежной системой AliPay. Как юридически это организовано - полагаю, что площадка принимает платежи у себя, в Австралии, в том числе и от жителей Китая, и затем отправляет собранные суммы авторам кампаний, даже если они находятся в Китае. К сожалению, нигде прочитать про это все я не смог.
Кстати, Pozible работает и с Россией и нашими авторами. Как вам такая идея - запустить свою кампанию для целевой аудитории Китая?
crowdcult.com
Как собрать на старт, если у вашего проекта нет аудитории?
Юрий Лисов
Бытует два мифа о краудфандинге:
как только я запущусь на меня посыпется манна небесная в виде денег
собрать крупную сумму не будучи звездой невозможно
Мифы на то и мифы, что правды в них ни на грош. И, слава богу, многим давно уже понятно, что манна не сыпется. Успешный сбор — это результат усилий и определенного труда. «Звездным» проектам собирать проще, это правда так (см. недавний успех Петрушки). Но это не значит, что крауд-кампания обречена, только лишь потому, что ваше творчество или продукт никому не нужны. Посмотрите на проекты Андрея Тарусова или на экспедицию Акватилис. Никому (или почти никому) неизвестные авторы успешно собрали по полтора миллиона.
Как же собрать на старт, если нет ни аудитории ни славы?
Создавайте аудиторию. Начните с малого. У вас есть друзья, знакомые из социальных сетей. Это хоть небольшая, но аудитория, которая может стать вашими спонсорами. Заранее создайте группу в соцсети, откройте тематический блог. Чем раньше вы начнете, тем больше спонсоров получите на старте.
Ищите инфо-партнеров. Наверняка вы не единственный, кто работает в данной отрасли. Подумайте, кто мог бы стать вашим партнером? Какие блогеры, паблики, профильные интернет-сми могли бы сделать про вас пост или написать статью? Я не имею в виду проплаченные статьи (хотя если есть возможность, почему нет?). Можно договориться о взаимных публикациях или о размещении лого партнера в проекте.
Подготовьте оформление. Это уж совсем прописная истина, но, судя по российским проектам, не каждый эту истину усвоил. Встречают по одежке. Когда вы видите проект с двумя строчками текстам и тремя куцыми вознаграждениями у вас возникает желание стать спонсором? Скорее всего нет, даже если идея у автора отличная. Только не говорите, что вы не дизайнер и писать красивые тексты тоже не умеете. В сети куча информации о том, как написать красивый текст или как быстро сделать нормальную инфографику. Просто потратьте пару часов на поиск.
Используйте любой повод рассказать о вашем проекте. Вебинары, конференции, обсуждения в профильных группах соцсетей и на форумах — все это можно использовать для продвижения своего проекта. Почему бы вам не сделать семинар с вашим рассказом о подготовке крауд-кампании? Чем не повод рассказать о своем проекте, а заодно поделиться с молодыми авторами ценной информацией?
Собирайте небольшие суммы. Ставьте сумму, которой хватит на старт. Собрать с наскока миллион или больше практически невозможно, спонсоров пугают большие цифры. Но сумму порядка 100 000 собрать вполне реально. А если вы соберете больше чем поставили, будет лишний повод похвастаться успехами. Я имею в виду, что сбор в 190% от нужной суммы выглядит лучше 100%. Согласны?
Поддерживайте активность в проекте. Выпускайте обновления, добавляйте новые вознаграждения, изменяйте описание проекта. В общем, создавайте движение. Инфоповодом может стать что угодно — сбор очередных 10%, новая публикация о вашем проекте, вопросы спонсоров. Движение это жизнь.
Попробуйте. Возможно, вы не соберете миллион с первого раза. Но, как говорится в пословице, путь в тысячу ли начинается с одного шага. Первый успешный сбор даст вам аудиторию и веру в собственные силы. После этого можно начинать второй проект. А потом третий. И так далее
crowdcult.com
Различия в продвижении краудфандинг проекта в России и за ее пределами. Часть 1.
Иван Карманов
Введение
Тема моего доклада была: «Различия в продвижении крауд-проектов в России и за её пределами». Такая тема мною была выбрана, так как я имею опыт собственного ведения проектов на Кикстартере и Планете.ру, а также помогал различным проектам на Кикстартере, Планете и Бумстартере. Материала довольно много, поэтому я разделю его на три части и соответственно - три статьи.
Iamthemorning - первый успешный музыкальный проект.
Первым моим приобщением к жизни проекта была помощь Марианне – солистке группы Iamthemorning.
История их группы, это настоящая сказка о Белоснежке. Где-то в далекой Англии подруга Марианны дала диск этой группы музыкальному продюсеру известной исполнительницы Tori Amos. И Марселю ван Лимбеку музыка понравилась, он пригласил ребят в свою студию звукозаписи и даже запустил от своего лица для них проект на Кикстартере по сбору средств для оплаты арендованной студии.
Ребята очень хорошо оформили свой проект и помогать им, сперва, было одно удовольствие. Моя девушка, которая занимается пиаром в музыкальной среде смогла не только пробить им первую полосу в METRO, статьи на ART 1 и новостных ресурсах, но и несколько интервью. Правда Марианна то ли была действительно занята, то ли слишком застенчива, но на интервью так и не явилась.
Помимо сборов на Кикстартере ребята также собирали деньги в своем блоге, где они получали тоже значительные суммы денег. Наша с Полиной помощь скорее всего помогла именно сборам в блоге, нежели на КС.
Какой следует извлечь урок?
- Будьте готовы серьезно работать, не покладая рук, во время жизни проекта. Вы должны отдать себя СМИ, быть готовыми не спать, но идти на интервью!
The Cradle of MIR ar Burning Man 2013
Вторым проектом, которому я помогал стала инсталляция космическая станция МИР в масштабе 1:3 на всемирном фестивале Burning man.
Авторами проекта является довольно большая команда, которая выиграла конкурс на создание своей инсталляции. Какие-то средства им выдавали, как грант, но недостающие они должны были собрать сами. Ребята запустили сразу два проекта: на Кикстартере и на Планете.ру. Конечно, они не думали, что вести оба проекта будет очень сложно и трудоемко. Как итог, на Кикстартере средства собрали, а на Планете нет.
По моим наводкам ребята пытались засветиться в Твиттерах социально активных космонавтов, редактировали набор своих наград и вообще отлично работали по ходу компании, не покладая рук. Продвижение в русском сегменте, что собственно и отразилось на сборах, шло с большим треском. По правилам фестиваля все инсталляции по окончанию мероприятия сжигаются, чтобы не засорять пустыню, в которой проводится Burning Man. Для русского сознания это был разрыв шаблона, который еще и затрагивал патриотические чувства: «Лучше бы они Хабл сожгли!», «А Челленджер построить и сжечь слабо?». Мне, да и ребятам тоже, было очень странно слышать подобные речи. Ничего предосудительного или тайно надругательного в сжигании временной инсталляции я не вижу.
Какой следует извлечь урок?
- Будьте готовы общаться с хейтерами, объясняйте, делитесь своими мыслями и чувствами. Ни в коем случае не закрывайтесь и не грубите! Хейтеров, быть может, вам не переубедить, но ваши ответы будут читать все и по ним будут судить, стоит ли давать вам денег.
crowdcult.com
Продолжение следует
Во второй части, которую я постараюсь побыстрее дописать, я расскажу уже о своем первом проекте на Кикстартере и о первом проекте на Планете.
#краудфандинг
Нет комментариев