Но не все знают что стихи этой песни были написаны к конкретному случаю, произошло это в Берлине.
6 апреля 1966 года командир самолёта капитан Борис Владиславович Капустин и штурман старший лейтенант Юрий Николаевич Янов получили приказ перегнать самолет Як-28П на другой аэродром.
С самого утра стояла непогода — черные тучи затянули небо над аэродромом, и только в 15:00 они получили разрешение на взлет.
Полет проходил нормально.
Набрав высоту, самолеты выровнялись, взяли заданный курс.
До места посадки лететь им было не более получаса.
И вдруг резкий толчок бросил тела летчиков вперед, ремни парашюта врезались в плечи, отяжелела голова.
Самолет ведущего внезапно клюнул вниз носом и машина стала падать на жилые кварталы Берлина.
Летчики уже знали, что произошло.
На магнитофонной ленте у руководителя полетов осталась запись:
— Восемьдесят третий, отойди вправо,— успел крикнуть ведомому командир пары.
— Не вижу, где ты? — спросил ведомый.
— Лети дальше, я возвращаюсь,— ответил Капустин.
По приказу командира ведомый не изменил курса, он только еще раз спросил:
— Как у вас?
Ответа не последовало.
По внутреннему самолетному переговорному устройству Капустин сказал своему штурману:
— Юра, наверное, тебе сейчас прыгать.
Янов ответил:
— Борис Владиславович, я с вами.
Летчики представили себе, что может произойти, если самолет рухнет на город с тоннами горючего, остававшихся в баках самолёта.
Капустин до боли в суставах сжал штурвал самолета и что есть силы потянул его на себя.
Он пытался выровнять машину, поднять ее повыше от крыш домов, от чистых улиц, по которым ходят люди, не подозревающие, какая беда в любую секунду на них может обрушиться.
Им все же удалось удержать машину в воздухе.
С ревом пронесся терпящий бедствие самолет над берлинскими пригородами.
Главная опасность миновала, город остался позади. Но теперь надо было посадить машину.
Куда?
Как?
Прямо по курсу показалось поле, чуть в стороне, они увидели озеро и решили туда посадить самолет.
Остались записи внутренних переговоров на ленте черного ящика. Командир сказал штурману:
— Юра, тебе надо сейчас прыгать.
Штурман Янов понимал, что выстрел его катапульты даст снижение высоты и так неуправляемому самолету.
Он ответил:
— Борис Владиславович, я с вами.
В этом решении и состояло мужество Янова.
Его ответ был еще и поддержкой своему боевому товарищу.
В сложившейся ситуации он не мог оказать другой помощи командиру. Спасительные метры высоты для катапультирования пропали.
Впереди было озеро Штессензее.
Туда и направил Капустин самолет. Янов приготовился к приводнению, отстегнув ремни.
Они бы приземлились благополучно, но на их пути оказалась дамба с шоссе, по которому проносились автомобили.
С неимоверным усилием летчик потянул рычаги управления.
Самолет, приподнявшись над дамбой, потерял скорость, перевалился через нее и резко, с большим наклоном, ушел в воду, под толстый слой ила.
Позже, водолазы, участвовавшие в поисковых работах, рассказали представителям печати, что когда сквозь толщу ила они добрались до пилотской кабины, увидели там и летчиков.
Командир и штурман, как и во время полета, сидели на своих местах, в кислородных масках, с застывшими на рулях управления руками — руками, спасшими тысячи человеческих жизней, спасшими город.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11
Посреди тишины
Отличные парни
Отличной страны...
Светло и торжественно
Смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо - одно на двоих!