Сегодня снова не о самой романтичной составляющей морской жизни.
Сегодня о стирке. Ну, да, снова серая бытовуха.
Где стирают, как стирают, где и как сушат свои постирушки.
И хочу сразу сказать, что на современном судне с этим делом всё хорошо.
Даже очень хорошо.
Мой самый первый танкер был, что называется на "полтора ведра", то, есть мог принять на борт всего полторы тысячи тонн наливного груза. И называли эти танкерочки в пароходстве - "малыши".
Зимой мы крутились по портпунктам Приморья, развозя нефтепродукты, бегали на порты Сахалина и Курильских островов, иногда ходили в рыбопромысловые экспедиции в Охотское море (ОМЭ), или к Южным Курилам (ЮКЭ), доставляя топливо рыбакам. Но летом "малыши" работали совсем по взрослому. Маленькие пароходики уходили в Полярку. Мыс Шмидта, Рывеем, Колыма. Там эти танкеры занимались распаузкой, то, есть с больших танкеров брали партии груза и доставляли на берег.
Выгрузка нефтепродуктов производится насосами. А насосы на "малышах" паровые. Пар, это вода. И танки запаса пресной воды на "малышах", скажем мягко, не большие.
Вот тогда я в первый раз и узнал, что это такое , "сидеть на режиме".
Режиме экономии воды. Это когда в душе вода только по строгому расписанию, и на очень ограниченное время. Постельное бельё меняли и стирали не раз в неделю, а раз в десять дней. Со стиркой рабочей одежды можно было и пролететь и ждать следующего раза, когда разрешат устроить стирку робы. Также и с личными вещами.
Запас воды пополняли обычно с большого танкера во время погрузки.
Как только мы швартовались к большому танкеру, плотник растаскивал шланги и начинал приёмку воды. Что там набежит через обычный пожарный шланг за 6-7 часов?
Но, кроме ограниченного запаса воды, было ещё одно неудобство, которое изрядно повлияло в дальнейшем на мои привычки. Ржавчина в трубах. И белую рубашку можно было без особого труда загубить насовсем одной удачной стиркой. И сколько уже лет прошло после "малыша", но вот поди ка, а светлое старался не носить на судне.Сейчас же.. ну, по крайней мере с 1998 года не встречал пароходов с трубами не из нержавеющей стали или цветного металла.
Шли годы, пароходы мои росли) И доросли до класса VLCC в конце концов. Разгрузка всё та же, паром (паровые турбины крутят грузовые насосы), и с водой нет никаких проблем. Очень производительные опреснители. Пресной воды...море. Доходит до того, что матросы скатывают и моют надстройку пресной водой.
Ну, отвлёкся. К стирке.
Судовое имущество.
Что отнести к судовому имуществу? Постельное бельё, полотенца, скатерти, одеяла-покрывала... занавесочки разные. Кто занимается стиркой этого барахла? А вот ответ не однозначный - в каждой компании по разному.
Есть компании, где тебе по приходу на судно выдают пару комплектов постельного белья, и стирай себе сам.
Есть компании где стиркой занимается стюард. По разному, говорю.
Там, где стиркой занимается стюард, то раз в неделю проводится смена белья. Стаскиваешь простыни, наволочки, сгребаешь полотенца, и тащишь всё это в судовую прачку. Грязное в корзину, а себе набираешь чистый комплект и идёшь наводить красоту в каюте. Старшим командирам бельё меняет стюард.
В судовой прачке стоят стиральные машины-автоматы, иногда сушилки.
Комментарии 1