Под "событиями" подразумевается очень многое, причем не всегда "событие" является нарушением или отклонением. Иногда это следствие.. нормальной работы экипажа, и в задачу "расследователей" входит отделение мух от котлет. Например, в обычном полете экипаж должен выпустить закрылки до начала руления со стоянки - так записано в нормальных процедурах эксплуатации Боинга 737. Но если руление идет по снегу, слякоти, лужам в холодное время года, тогда закрылки следует выпустить над чистым участком, то есть, можно вплоть до полосы рулить с убранными закрылками и это будет грамотным действием, а не нарушением.
Но если самолет после запуска двигателей начал движение, а закрылки не выпущены, то при "расшифровке" слепая программа выдаст сообщение "выруливание, закрылки не установлены во взлетное положение". Получив такое сообщение, специалистам следует определить - то ли экипаж раздолбай и пропустил пункт процедуры, либо же экипаж очень грамотный и сделал все правильно.
Замечу отдельно, что даже в первом случае угрозы безопасности не было - ведь экипаж все-таки закрылки выпустил, не взлетел без них, и для пассажира этот полет запомнился безмятежным. И, возможно, что пассажиры оценили пилотов - мол, взлетели мягко, сели незаметно. "Наш командир - молодец!" Однако, молодец этот попал "на карандаш" или, как говорят у нас, "привез расшифровку".
То есть, в данном конкретном полете он не показал себя очень хорошим пилотом, даже если пассажиры посчитали иначе.
* * *
От "расшифровки" не застрахован никто - я не знаю пилотов, которые никогда не ошибаются. Но есть пилоты, которые гораздо реже других "привозят расшифровку". Их фамилии иногда начальники и не помнят даже, так как они не на слуху. А есть и такие пилоты, которые делают ляпы весьма часто, начальству приходится эти события разбирать, вызывать "на ковер", беседы проводить... в общем, фамилии "героев" на слуху, и внимание к ним у руководства повышенное.
Правда, есть нюанс. Можно "не привозить расшифровки" лишь потому, что ты знаешь, какими критериями программа оперирует. И работать, как мы говорим, "на расшифровку". Такая работа не всегда выполняется в соответствии с правилами и рекомендациями, но расшифровки не приходят - это факт.
Зная критерии программы, теоретически можно вообще не "привозить расшифровки", закрылки, например, выпускать всегда перед выруливанием... но если ты рулил над лужами и намеренно их не выпустил, то это уже нарушение. Расшифровка не придет, но пилот-то явно нарушил! Вот тут использование слепой "расшифровки" для определения пилота как "хорошего" или "очень хорошего" дает явный сбой.
Следовательно, "объективный подход" прост, но несовершенен. Так что, есть и другие методы оценки пилота. Более сложные.
Субъективная оценка
Это впечатление, которое создается о пилоте при работе с ним. Это рядовые полеты, тренировки, беседы, занятия и проверки. Здесь все гораздо интереснее и куда сложнее. Чтобы оценить другого человека, ты должен сам что-то знать, понимать, иметь представление о том, "что такое хорошо, а что такое плохо".
В начале карьеры, когда ты еще совсем молодой второй пилот, все коллеги вокруг тебе кажутся мегапрофессионалами, ты вникаешь в каждое произнесенное ими слово, готов верить всему и вся... в общем, трезво оценить более опытных товарищей ты еще не в состоянии.
Потом ты начинаешь летать, набираться опыта, вникать в документы, начинаешь замечать, что кто-то работает так, а кто-то эдак... а в документах написано совершенно третье.
Если ты документы читал вдумчиво, то вскоре из общей толпы коллег ты начинаешь выделять людей, которые их тоже читали неплохо. К этому времени ты уже и слухов понабрался о том, "ху из ху", да и сам уже имеешь некоторый опыт и самостоятельность, и, если у тебя есть смелость мыслить критически, а не идти на поводу у толпы, то у тебя постепенно начинается проявляться картинка.
Нет, картинка-то появляется всегда, но ты можешь оценивать пилота с точки зрения комфорта работы с ним - рубаха-парень, смеющийся над "глупыми документами", может показаться тебе классным чуваком! Ведь с ним весело и ненапряжно. Да и самолет он мягко сажает... И совершенно другое дело, если ты оцениваешь пилота критически, с точки зрения его умения следовать правилам и процедурам, применять здравый смысл там, где требуется, не лезть на рожон там, где не требуется.
Вот так, собственно, и происходит оценка пилотом других пилотов. Подход, как говорится, очччень субъективный, основанный на личном восприятии мира и отношении к работе. Ты сам, конечно же, постоянно оцениваешься коллегами, и о тебе тоже создается впечатление.
* * *
Направленность оценки очень сильно зависит от общей культуры авиакомпании, от того, как работает большинство, а главное - от того, как работают инструкторы и проверяющие. Чего скрывать, бывает в некоторых авиакомпаниях такое, что большинство работает не по утвержденным процедурам, а по сложившимся "понятиям", и ведь, блин, регулярно довозят людей из пункта А в пункт Б! Точно так же, как пилоты других авиакомпаний, где царит куда более строгое отношение к работе!
Но умудряются первые быть до поры до времени относительно безопасными пилотами лишь потому, что современные самолеты действительно очень хорошие и имеют большой запас прочности на случай дураков в кабинах и руководящих креслах.
В подобных коллективах очень сложно работать тем, кто привык мыслить критически. А если он еще и "искатель правды", слишком много вопросов задает и "умничает", то сразу же становится белой вороной. Поэтому большинство пилотов все же предпочитают с толпой не спорить. Все тоже самое, как в других сферах деятельности - такие вопросы жизни в социуме давно исследуют умные ученые. Авиационный коллектив тоже не исключение - явление конформности для всех социумов одинаковое.
Конфо́рмность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформи́зму (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.
Если задуматься, то ведь все те экипажи, которые не завершили взлет успешной посадкой, были не впервые за штурвалом. До печального события они выполнили множество полетов из "А" в "Б", и все те полеты закончились посадкой. А вот именно в этот день факторы сложились так, что слабое мест оказалось под ударом и... сломалось. Погибли люди.
Чем меньше слабых мест в Системе, тем безопаснее. Уметь трезво оценивать других пилотов самостоятельно - это, конечно же, здорово Но недостаточно. Поэтому в каждой авиакомпании есть те, кто несет ответственность за подготовку и профессиональную оценку.
Инструкторы и Экзаменаторы
Каждый пилот в течение года проходит несколько зачетов и экзаменов. Каждые полгода он проходит тренировку и проверку на тренажере, а раз в год - на самолете. Плюсом к этому идет теоретическая подготовка - например, в упомянутой выше авиакомпании чтобы получить допуск к прохождению тренажера, необходимо пройти предварительную подготовку, экзамен на компьютере и контроль готовности у экзаменатора.
Есть и другие мероприятия, направленные на оценку и/или повышение профессиональной подготовки. То есть, для поиска и устранения слабых мест пилоты оцениваются людьми, которые по определению, должны уметь это делать - производить оценку соответствия пресловутой планке требований.
Все выстроено красиво, но, как всегда, есть "но" - извечный формализм и личностный фактор.
Действительно, когда стройная система подготовки и проверок работает не формально, а так, как положено, слабые места выявляются быстро и риски значительно уменьшаются. Если пилот на каком-то зачете не показал должный уровень подготовки, тогда ему дается шанс подготовиться и пройти повторно. Если повторно не получилось - тогда есть вариант, что будет дан еще один шанс... ну а если и третья попытка провалена - что ж, тогда есть все шансы распрощаться с таким пилотом.
Таким образом, при работающей системе, откровенно слабые пилоты - то есть "плохие" - вычищаются. Замечу, что правильнее всего вычищать плохих еще на этапе отбора кандидатов на трудоустройство. А просто "хорошие" попадают под пристальное внимание и, возможно, им будут назначены дополнительные мероприятия, направленные на повышение уровня подготовки, несмотря на то, что они в принципе, планке требований соответствуют. Но ведь компания не собирается работать строго по планке? Лучше, если пилоты будут показывать некий "запас"?
О формализме
Система, как бы красиво не были написаны ее положения, никогда не будет работать хорошо, если она не будет обслуживаться профессиональными Инструкторами и Проверяющими. Лучшие умы мира бьются над тем, как суметь алгоритмизировать проведение субъективной оценки, но воз и ныне там - оценка человека человеком все еще весьма непроста, зависит от множества факторов, в том числе и от личного отношения проверяющего к проверяемому.
Чтобы уметь правильно оценить пилота по той или иной задаче, Проверяющий должен сам быть докой в данном теме. Если пилот не соответствует заданной планке требований, должен быть поставлен "FAIL". Все вроде бы очень просто.
Есть интересный момент, на первый взгляд, вступающий в противоречие с только что сказанным - надо стремиться... уменьшать количество FAILов. Ведь "фейлы" - это характеристика авиакомпании. Много фейлов - значит, подготовка пилотов организована не лучшим образом. Каким образом это можно сделать?
Самый простой - не ставить FAIL'ы. Весьма распространенный способ на советском и постсоветском пространстве. Если пилот имел 1-й класс, то поставить ему даже оценку 4, то есть, "хорошо" никто не осмеливался. Чем многие и пользовались. Приходит такой маститый дядька на Боинг 737, английский слабенький, учит самолет средненько, летает так же... Однако, у него Первый Класс еще со времен полетов на Ан-24 в 80-е годы, и, если ты ему поставишь в летную книжку оценку "4" - это будет мега скандал, так как пилоты первого класса не имели право получить оценку "четыре"!
Представляете, какой прессинг был на проверяющих из-за этих "классов"? А если этот "первоклассник" еще друг твоего командира эскадрильи?.. А если это командир эскадрильи?
Вот тут вступает в дело личностный фактор, который играет на стороне извечного формализма.
В общем, сложно организовать хорошо работающую систему в подобных условиях. Хорошо, что классы в гражданской авиации отменили, это значительно облегчило честность оценки.
Из письма пилота-инструктора Боинга 737, 2008-й год
"Техучеба у нас - сплошной формализм. Перечень вопросов есть, но их никто не спрашивает. Был случай - очередной кандидат, уже отлетавший ввод в строй в командиры, пришел ко мне сдавать Аэродинамику. Я задал элементарный вопросы - какие положения закрылков на Боинге 737 сертифицированы для взлета и как влияет угол отклонения закрылков на взлетные характеристики? Он не смог ответить. Я не стал ему ничего ставить, а он пошел к своему командиру эскадрильи и тот, не задавая никаких вопросов, поставил ему "пять".
Доходит до смешного. На занятиях к осенне-зимней подготовке пилот-инструктор ЛМО (летно-методического отдела) с трибуны рассказывает о своих личных рекомендациях по выполнению полета на скользких полосах. Я слушаю, слушаю, затем молча достаю боинговский документ и вслух перевожу, что там написано. А там написано диаметрально противоположное..."
Способ посложнее - улучшить качество и процессы подготовки. То есть, выдавать экзаменаторам на проверку более подготовленных пилотов. Для этого сначала требуется подготовить инструкторов надлежащим образом.
Способ обязательный - установить адекватную планку. Некоторые компании в погоне за лозунгами так и стремятся в документах прописать сверхсложные критерии успешного прохождения, целые страницы параметров, которые должны оцениваться при проверках, которые сами инструкторы не в состоянии не то, что выполнить, но даже в голове удержать! Понятно, что такой подход поощряет наш извечный формализм, поэтому, планка должна быть установлена на разумном пределе и в разумных рамках.
Но при этом повышена честность оценок.
В любом случае, у субъективной оценки есть один существенный недостаток - именно субъективность. Как пилоты не роботы, так и проверяющие - тоже не роботы. Некоторые вещи можно алгоритмизировать, придумать сухие критерии оценки, но все же, оценка во многом базируется на личном понимании проверяющим правильности работы, правил и процедур авиакомпании. Соответственно, этот способ тоже не является идеальным и панацеей, так как зависит от личных качеств проверяющих. Задача авиакомпании - выстроить не только систему подготовки пилотов, но и - что очень важно - инструкторов и проверяющих.
А это непросто. Очень непросто. Такая система выстраивается годами, десятилетиями... И успех ждет лишь в том случае, когда ответственные лица заинтересованы в создании хорошо работающей системы...
Помните, я говорил про извечный формализм и личностный фактор? Увы, они никуда не деваются - руководители ведь тоже люди, выходцы из прошлого. С грузом прошлого...
Не будем о грустном.
Нет комментариев