Опытный истребитель XF8B-1 на официальных испытаниях – уже в стандартной для авиации ВМС США того периода темно-синей окраске
Второй опытный XF8B-1 (C/N 8485, Bu.No. 57985) был закончен по производству 31 января 1945 года, но регулировка его силовой установке выполнялась на макетном моторе, а "боевой" экземпляр XR-4360-10 поступил на завод только осенью 1945 года. Потому самолет совершил первый полет только 27 ноября – уже после окончания II мировой войны. Мотором «Твин Уосп Мэйджор» теперь интересовались почти все производители боевых самолетов, и за ним буквально очередь стояла, и «Модель 400», на которой он отрабатывался, оказалась в ее хвосте.
Тем не менее, к концу 1945 года удалось собрать и третий XF8B-1 (C/N 8486, Bu.No. 57986), незначительно отличавшийся от предыдущих конструкцией кабины и шасси. Самолеты вначале летали без вооружения, но затем получили по шесть крупнокалиберных пулеметов и бомбодержатели – не было пока только ракетного вооружения.
Самолет получился несколько тяжелее, чем рассчитывали конструкторы, тем не менее, перекрыл все основные расчетные показатели летных данных, необходимых в бою. Так максимальная скорость составила 695 км/ч (превышение на 5%), а начальная скороподъемность 18,6 м/с была лучше расчетной на 31%.
Историк Питер Бауэрс приводит дальность полета опытного самолета в 5632 км, а другой автор, Сванборо, – 4473 км. Но это подозрительно точно совпадает с проектными цифрами в варианте торпедоносца с баком в отсеке и истребителя с максимальной заправкой, приведенными в документах, изданных до начала испытаний. Так что следует признать – надежных цифр реальной дальности полета XF8B-1 нет. Не приводятся и данные о скорости опытного самолета на уровне моря.
Тактико-технические данные самолета XF8B-1 согласно спецификации SD-349, проекту и результатам испытаний смотрите в таблице XF8B-1 Data.
Итак, требования заказчика фирма выполнила, и наступало время решать – брать изделие, или нет. Среди палубных истребителей конкурентами самолета могли быть Воут F4U-4 «Корсар» с высотным мотором Пратт Уитни R-2800-18W или сделанная фирмой «Гудьир» его глубокая модификация F2G-2 «Супер Корсар» с мотором R-4360-4, аналогичным установленному на самолете фирмы «Боинг», но рассчитанным на малые высоты.
По скорости истребитель Боинг XF8B-1 на границе высотности уступал первому 33 км/ч, но расчетная высота при этом у него была 8077 м против 6248 м у F4U-4, что давало определенные преимущества в бою на вертикалях с использованием разгона в пикировании. Надежных источников, содержащих данные «Супер Корсара», полученные на испытаниях, нет, и нам остается оперировать проектными значениями. А они говорят о том, что этот самолет по скорости от XF8B-1 несколько отставал, и чем выше – тем больше. Судя по всему, данные серийного истребителя этого типа были ниже расчетных, и Боинг XF8B-1 на их фоне смотрелся лучше.
По скороподъемности тяжеленный самолет «Боинга» сильно проигрывал конкурентам из-за высокой нагрузки на мощность. Отношение мощности к площади крыла у него тоже было хуже, чем у F4U-4 и F2G-1, и то, что он имел немного меньшую, чем у них, удельную нагрузку на крыло, не давало ему преимуществ и в горизонтальном маневре. Большой размах крыла и вес делали XF8B-1 вялым и инертным, что исключало выполнение резких маневров на бреющем полете, которые опытный пилот вполне мог делать на «Корсаре» даже с подвеской бомб и ракет.
Заметным преимуществом XF8B-1 перед «Корсарами» была простота в управлении. На некоторых режимах управляемость серийных F4U была оценена как «неудовлетворительная», но и на остальных они были строги, и требовали повышенного внимания пилота.
Когда авианосцев стало много, моряки решили, что лучше иметь на палубе не многоцелевые, а специализированные самолеты, которые могли бы выполнять другие функции в ограниченном объеме, зато лучше бы справлялись с основными задачами. В итоге уже по завершении войны, появился новый состав авиагруппы. Двухмоторные истребители Грумман F7F «Тайгеркет» сопровождали бомбардировщики и обеспечивали ПВО дальней зоны авианосной группы днем и ночью, а завоевание господства в воздухе и ПВО ближней зоны было возложено на легкие истребители Грумман F8F «Бэркет». Эти самолеты могли нести бомбы и ракеты, но в ограниченных количествах.
Сравнение тактико-технических данных самолета XF8B-1 и других палубных истребителей ВМС США смотрите в таблице USN Fighters Comparison.
Изменения в новом поколении палубных ударных самолетов были направлены на резкое увеличение мощи и расширение номенклатуры вооружения, которое размещалось как в закрытых отсеках, так и на внешней подвеске. В принципе XF8B-1 как ударный самолет вполне соответствовал этой тенденции. Хотя его вооружение было слабее, чем у таких монстров, как Грумман XTB2F-1, который (по проекту) при взлетном весе 18 тонн должен был поднимать четыре бомбы калибра 908 кг, но превышало таковое у тех самолетов, которые, в конце концов, поступили на вооружение ВМС США – бомбардировщиков-торпедоносцев Мартин ХВТМ-1 и Дуглас XBT2D-1. Самолет «Боинга» существенно опережал прототипы конкурентов по скорости и высотности, но это могло иметь значение, лишь пока существовала тактика ударов с пикирования с большой высоты.
Но она была нужна только для ударов по кораблям, а уже к концу 1944 года число их у существующего противника стало лавинообразно уменьшаться. Противник «перспективный», вероятный (а в его качестве уже в 1944 году вновь рассматривался Советский Союз) сильного надводного флота не имел и американцы не рассматривали даже возможности его появления.
Это побудило Штаб ВМС США пересмотреть тактику применения палубной ударной авиации. Бомбометание с пикирования как ее основа оставалось, но поменялись высоты и скорости – теперь важнее была маневренность. А она оказалась лучше у самолетов ХВТМ-1 и XBT2D-1, которые были меньше и легче. Они и были выбраны для вооружения авиации США – первый в серии получил обозначение AM-1 «Маулер», а второй – AD «Скайрейдер». Их ударное вооружение было усилено и стало даже мощнее, чем у XF8B-1, а преимущество в маневренности осталось.
Последним фактором, объяснявшим, почему интерес моряков к самолету XF8B-1 пропал, было готовящееся сокращение авианосного флота. Это было неизбежно и некоторые морские начальники, такие как адмирал Дэн Гэллери, хотели переориентировать авианосцы на выполнение стратегических бомбардировок путем размещения на них гораздо более тяжелых самолетов, чем XF8B-1 – носителей атомных бомб. Что интересно – они даже не собирались организовывать сопровождение таких самолетов истребителями, считая, что противника в воздухе они не встретят. И как показали первые годы «холодной войны», а затем события в Корее – совершенно напрасно. Но как бы то ни было, американский флот отказался закупать самолет F8B-1, сославшись на то, что уже сформировал планы поставок палубных самолетов на 1945-1946 годы.
Сравнение тактико-технических данных самолета XF8B-1 и других палубных штурмовиков, бомбардировщиков и торпедоносцев ВМС США смотрите в таблице USN Attack Plane Comparison.
Нет комментариев