Морские диверсанты глазами художника
Первое применение штурмовых катеров оказалось неудачным. Сильный шум их двигателей привлек внимание на кораблях, и по ним был открыт огонь с берега за 500 м до подхода к целям. Первая победа была одержана в бухте Суда острова Крит в марте 1941 года. Благоприятного выхода катеров ждали два месяца: то была высокая волна, то не было подходящих кораблей, то они стояли в недосягаемой зоне… Ночью шесть катеров спущенных с эсминцев, проникли в бухту и с дистанции 300 м атаковали корабли. В результате крейсер «Йорк» получил пробоину и был отбуксирован на мель, один танкер затонул, второй танкер, и грузовой пароход были серьезно повреждены, один катер достался противнику, и все шесть рулевых попали в плен. Правда англичане до сих пор не признают атаку катеров на крейсер и утверждают, что сами его затопили при приближении немцев. Последние же, захватив остров, поврежденный крейсер записали на счет своей бомбардировочной авиации.
Боевые пловцы группы «Гамма» были одними из самых эффективных подразделений Х-й флотилии. В специальном плотно облегающем тело прорезиненном комбинезоне, боевой пловец мог проплыть 6-7 тысяч метров со скоростью 1500 м/час и незаметно, не вызывая подозрений, приблизиться к кораблю противника. Для ориентирования пловец имел маленький компас, носимый на руке, как часы. Невидимо и неслышно он мог двигается под водой, под днищем корабля. Движение облегчали резиновые ласты, надетые на ноги, которые позволяли довольно быстро передвигаться как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении без помощи рук. На голове у пловца была сетка, к которой прикреплялись водоросли или другие предметы, маскирующие его. Лицо окрашивалось в черный цвет. Таким образом, чуть-чуть высовывая голову из воды, он медленно плыл, отталкиваясь только ногами, и поэтому даже самый внимательный часовой мог принять его за безобидный кусок дерева или мусор, которыми полны воды гаваней и рейдов. Подплыв к цели и пользуясь маленьким кислородным прибором получасового действия, он опускался под воду и присоединял заряды к подводной части судна, затем заводил часовой механизм взрывателя и поднимался на поверхность. Пловец должен был найти убежище на нейтральной территории, если это возможно, или выйти на берег противника и попытаться скрыться, а в случае невозможности спастись — сдаться в плен.
Кроме непосредственной службы во флотилии, выпускники школы боевых пловцов направлялись на все небольшие корабли (как гражданские, так и военные), которым по штату не полагалось водолазов, и использовались при осмотре подводной части корабля, небольших ремонтных работах, для того чтобы освободить винты от накрутившихся тросов, и т.д. Подводные пловцы были также включены в состав экипажей крупных кораблей, где они проводили ночные осмотры подводной части, чтобы не допустить использования противником тех же средств нападения, которыми пользовались сами. В тоже время, когда суда попадали в нейтральные порты, при нахождении там кораблей противника, они при любой возможности осуществляли их минирование. Благодаря специфике подрывных зарядов «Баулетти», взрыв происходил в море, далеко от порта, что даже при небольшом повреждении корабля, оставляло ему мало шансов на спасение.
В июле 1942 года группа боевых пловцов, состоящая из 12 человек, каждый из которых был вооружен тремя минами «Чимиче» атаковали рейд порта Гибралтар. Четыре пловца достигли цели. В результате торговые судна «Мета» (1578 т), «Шама» (1494 т), «Импайр снайп» (2497 т) и «Барон Дуглас» (3899 т) были повреждены и отбуксированы на мель. Остальные пловцы либо не достигли цели, либо не сработали взрывные устройства.
12 декабря 1942 года в Алжирском заливе 16 боевых пловцов атаковали торговые корабли. Пароход «Оушн вэнквишер» (7174 т) и пароход «Берта» (1493 т) были потоплены, «Импайр Центавр» (7041 т) и «Арметтан» (7587 т) — повреждены. В плен было взято 16 итальянцев.
Одна из самых блестящих операций боевых пловцов, была проведена старшим лейтенантом Ферраро в турецких портах Мерсин и Александретта. Под видом сотрудника итальянского посольства и при содействии итальянского разведчика, в течение одного месяца Ферраро, потопил два груженных хромом судна и повредил третье (общим водоизмещением 24 тыс. т). После операции диверсант не оставив никаких следов благополучно вернулся на базу.
Процесс подготовки боевых пловцов был сложным и занимал почти год. В группу зачисляли только специально отобранных людей, прошедших тесты и испытания по многим параметрам. Поэтому за 1940-1943 годы было подготовлено только около 50 диверсантов.
Об операции на Мальте, которая хоть и не принесла положительных результатов, показала пример героизма и самопожертвования моряков Х-й флотилии, следует рассказать подробно. Удар по военно-морской базе англичан готовился несколько месяцев, и по своему стратегическому или тактическому значению был практически бесполезным. Однако имел высокую политическую значимость. Примечательно, что он был инициирован не высшим командованием флота, а самими служащими флотилии. Наоборот, командование флота, долго не давало согласия на проведение операции, но со временем уступило под давлением командира флотилии. Эта операция проводилась силами двух отрядов: надводного и подводного.
План операции был весьма сложным и авантюристическим. Он предполагал проникновение в главную гавань Ла-Валлетта через маленький проход под мостом, соединявшим мол Сант-Эльмо с берегом, поскольку главный фарватер был закрыт четырьмя линиями заграждений. Это был металлический мост на трех опорах, достаточно высокий, чтобы под ним могли проходить небольшие суда. Проход под мостом закрывала противоторпедная металлическая сеть, которая свешивалась с него и достигала дна. Планировалось, что один экипаж управляемой торпеды взорвет эту сеть под водой, чтобы проделать брешь для прохода штурмовых катеров. Для гарантированного прорыва сети собирались еще, и взорвать под мостом один из штурмовых катеров. Затем в гавань должны были войти восемь штурмовых катеров для атаки кораблей, а управляемая торпеда атаковать подводные лодки, пришвартованные друг к другу. Таким образом, в операции должны были принимать участие девять штурмовых катеров и две управляемые человеко-торпеды. Кроме того, два быстроходных катера должны были по завершению операции собрать и эвакуировать рулевых катеров и экипажи управляемых торпед. Для их транспортировки к месту боевых действий взрывающихся катеров, была задействована быстроходная бывшая президентская яхта «Диана», которая должна была максимально близко подойти к острову. Для отвлечения внимания англичан в период операции, итальянская авиация должна была провести три авианалета на остров. Вся запланированная операция базировалась на точном исполнении поминутного графика. Его нарушения вело бы к провалу операции. Естественно, что атака должна была проводиться во второй половине ночи. Следует отметить и то, что из разведданных, итальянцы имели только фотосъемки базы с воздуха. Никакими другими данными о системе обороны базы они не располагали.
Проведение операции непосредственно возглавлял командир Х-й флотилии Моккагатта. 22-24 июля 1941 года диверсанты осуществляли разведывательные действия и проводили ночные подходы к базе для ознакомления с местом проведения операции. 25 июля на заходе солнца отряд вышел на выполнение задачи. Примерно в 20 милях от Мальты «Диана» спустила на воду 9 штурмовых катеров. Один из них, на котором не удалось завести мотор, затонул. Остальные 8 катеров, сопровождаемые двумя моторными катерами, направились на малой скорости к мосту Сант-Эльмо. В двух милях от острова отряд остановился, и катер с управляемыми торпедами ушел к мосту. По плану в это время авиация должна была бомбить остров, но самолеты не прилетели.
Вторая волна авианалета должна была произойти в момент подхода управляемых торпед непосредственно к мосту, но прилетел только один самолет, и, то с опозданием на 15 минут. На одной из спущенных торпед экипаж не мог запустить двигатель. Пытаясь его отремонтировать, оба экипажа потеряли около часа времени, который предназначался для отхода от заминированного моста. При этом, еще и третья волна самолетов прилетела раньше на 10 минут. Таким образом, чтобы вложиться в график, экипаж единственной управляемой торпеды, под командованием капитана Тезеи, должен был подорваться вместе с зарядом. Что он и сделал. После взрыва в атаку на мост пошел штурмовой катер, немного позади его второй для подстраховки. Остальные шесть — в метрах трехстах сзади. Первый катер взрезается в сеть, но взрыва не произошло. Его страхует второй, однако взрыв разрушает опору и ферма моста, упав в воду, намертво перегораживает вход в бухту.
Нет комментариев