В XIX веке за исток Дона условно принималось Иван-озеро — стока воды из него в Дон уже не было. В настоящее время на месте Иван-озера и близлежащих водоемов разлилось Шатское водохранилище, от Дона его отделяет глухая дамба. Ныне Дон Иванович ведет свою родословную от ключа в парке города Новомосковска Тульской области. Мелкой узкой речушкой струится он по безлесной равнине и смиренно прячется под землю в трубу, когда путь его пересекает дорога. Неподалеку от устья Непрядвы, там, где 600 лет тому назад воины Дмитрия Донского мостили через реку Дон переправы, на каменистом броде воды в реке по колено. Неужели эта река была судоходна в XII—XVI веках на всем протяжении?! Но тогда ведь все здесь было по-другому. Вслушайтесь в названия притоков Дона — Сосна, Тихая Сосна, в названия городов — Елец, Липецк… Вокруг были леса, они входили в состав засечных оборонительных рубежей русской земли.
Отдельные лесные массивы оберегались на Руси начиная с XIV века. С. Гмелин упоминает в своих записках о Шиповом лесе на юго-востоке территории современной Воронежской области. Он считался заповедным, и за ним было наказано «смотреть прилежно». В 1709 году Петр I нашел в Шиповом лесу 400-летние и даже более старые дубы-великаны. «Магазином корабельных строений», «Золотым кустом» назвал Петр I Шипов лес. Теперь леса в бассейне Дона занимают только 5% от общей площади. Старые, естественного происхождения лесные массивы сохранились лишь по балкам да в заповедниках и заказниках. Правда, есть в бассейне Дона искусственные леса, посаженные человеком взамен утраченных, например Усманский бор на реке Воронеже. Он был заложен в 1861 году. Хорошо прижились по берегам Дона и Северского Донца и посадки государственных лесных полос. За 30 с лишним лет там вымахали огромные красивые деревья.
После Непрядвы равнина, по которой течет река Дон, становится более пересеченной, все чаще начинают встречаться по ней овраги и балки, иной раз довольно глубокие. Правый берег реки постепенно поднимается — Дон подходит к восточному краю Среднерусской возвышенности и течет вдоль нее. С этой возвышенности к нему сбегают Красивая Меча, Сосна, Тихая Сосна и Черная Калитва. Они быстры и гораздо меньше по протяженности и по площадям водосборов, чем левые притоки Верхнего Дона — Воронеж и Битюг.
В обрывах над Доном местами видны обомшелые плиты известняка, из расщелин меж ними стекают прозрачные ключи. В 10 км ниже устья Красивой Мечи в Дон впадает речка Плющань с такой же голубоватой, как у Красивой Мечи, водой. В русле ее среди известняковых камней есть узкие и извилистые ходы — поноры, ведущие в глубину земли. Летом вода уходит через поноры, и русло реки зарастает травой.
Районы, где близко от земной поверхности залегают известняки или другие легко размываемые водой горные породы, называются карстовыми. Там встречаются уходящие под землю реки и озера, слепые, никуда не выводящие балки и похожие на воронки от авиабомб ямы, называемые карстовыми воронками. Весной талые, а летом дождевые воды стекают в них и уходят через поноры в глубину земли. В бассейне реки Плющань есть карстовая воронка диаметром более 30 и глубиной свыше 10 м. Местное население называет ее «Большой вертебей». В Воронежской области около 100 прудов не держит воду, она уходит из них, словно из прохудившихся посудин. А у подошвы склонов балок и оврагов, а также речных долин в местах разгрузки подземных вод бьют родники.
Оставленное Плющанью сухое русло похоже на старую заброшенную дорогу. Бродя по нему в тени высокого берега, можно собирать источенные водой камни, слушая, как где-то далеко, глубоко под землей шумит сбежавшая из своего ложа река. А на другой стороне Дона, ниже по течению, в излучине балки со странным названием Быкова Шея, раскинулся под солнцем пестрый ковер разнотравья — там заповедник реликтовой степной растительности. На известняковых и меловых почвах растительность обычно бывает красивее и богаче видами, чем в других местах того же климатического пояса. Возле села Донского на Галичьей горе тоже встречаются реликтовые растения. Правый обрывистый берег Дона поднимается там на 50 м, и выступы известняка карнизами нависают над быстрой водой. Неподалеку высится поросшая дубняком Морозова гора. Весной до Донского ходят небольшие катера, но река в этих местах все еще мелкая. Только после Воронежа воды в ней заметно прибавляется, а коренные берега, расстояние между которыми до того не превышало 0,5 — 0,8 км, раздвигаются до 2—3 км. На луговой пойме все чаще поблескивает вода ериков и стариц. А известняковые утесы правого берега сменяются меловыми холмами и грядами, и все больше становится оврагов и балок. На дне наиболее глубоких из них, словно в горном ущелье, и температура, и влажность, и освещение иные, чем наверху. Даже цепляясь за кусты, не везде можно вскарабкаться наверх — так круты местами склоны. Особенно густа сеть оврагов и балок в районе города Георгиу-Деж.
Участок по правому берегу Дона от села Коротояк до города Георгиу-Деж носит название Дивогорья (Дивногорья). С. Гмелин, посетивший в XVIII веке Дивногорский монастырь, насчитал вокруг в лесу около 20 больших меловых пирамид — див и множество малых. В одной из больших див была устроена подземная церковь, в другой — монашеская келья. В годы Великой Отечественной войны по Дону проходил фронт, и меловые пирамиды сильно пострадали. Из больших див сохранилась только одна, та, в которой церковь, малым повезло больше. При известной доле воображения в этих изваяниях из мела можно увидеть и стоящего на страже часового, и грустящую девушку, и забавного маленького гнома. Район этот, как и выше по течению Дона, — карстовый, вокруг встречаются слепые овраги и балки, карстовые воронки и бьющие из-под земли ключи. Неподалеку от села Колодежного у подножия высокого правого берега долины Дона в нескольких десятках сантиметров друг от друга из-под земли вырываются девять ключей сразу.
Почти 100 метров достигают крутые меловые обрывы по правому берегу Дона на участке между городом Георгиу-Деж и Черной Калитвой, потому и называется он Белогорьем. Когда плывешь там по реке, правый берег Дона кажется серебряным, а левый, песчаный — золотым.
Замерзает Верхний Дон в начале декабря (Задонск — 7 декабря), а вскрывается в последней декаде марта (Задонск — 31 марта). Водный режим реки характеризуется высоким половодьем и низкой летней меженью, которая изредка нарушается непродолжительными, длящимися два — пять дней, дождевыми паводками. Обычно уровень воды во время паводков поднимается на 1 — 2 м, но сильные ливневые дожди могут вызвать подъем воды в Доне ниже устья Воронежа на 2,5 м и даже более. С. Гмелин писал, что летом по Воронежу «насилу могут плыть малые суда, а как разольется, то могут и военные с пушками корабли проходить». Уровень воды в Доне и притоке его Воронеже поднимается весной на 4—7 м, при этом донская пойма заливается на 1—3 м.
Высокие половодья на Дону обуславливаются не только большими запасами снега, но и общим характером погоды предшествовавшего года. Если с осени почва была сухой и к началу интенсивного таяния снега успела разморозиться, воды в реках много не будет. Мягкие, с оттепелями, зимы тоже скрадывают высоту половодий. Такими в бассейне Дона были зимы 1955, 1957, 1966 годов.
Средний Дон
Комментарии 3