SSJ разлетается по миру
Едва ли не самое жесткое противостояние наблюдается в секторе ближнемагистральных реактивных лайнеров на 90–130 пассажиров. Таких самолетов до 2032 года будет продано не менее 7 тыс. единиц. За последние несколько лет в мире стартовало сразу пять крупных программ создания новых воздушных судов такого класса. Но успешно реализована пока только одна — программа нового российского самолета Superjet 100 (SSJ). Несмотря на серию мелких недостатков, выявленных в ходе первых месяцев эксплуатации самолета, и поставки SSJ, и заказы на него уверенно растут. Это происходит потому, что «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) оперативно устранили все недочеты. Об этом недавно заявил министр промышленности России ДенисМантуров. По его словам, вопросы, которые поначалу были у эксплуатантов по поводу послепродажного обслуживания SSJ, постепенно снимаются или уже сняты. «Сегодня обеспеченность склада запчастей к самолетам, которые непосредственно находятся на площадке “Аэрофлота”, составляет 95 процентов, — говорит министр. — Понятно, что 100 процентов добиться просто невозможно, так как постоянно идет выборка». Только за последние три месяца компания ГСС поставила своим заказчикам восемь самолетов SSJ, половина из которых ушла на экспорт — в Индонезию, Мексику и Лаос. А общее количество переданных авиакомпаниям лайнеров перевалило за два десятка. И почти все они уже эксплуатируются. Программа Страна Начало работ (год) Стоимость разработки (млрд долл.) Объем господдержки (млрд долл.) Первый полет (год) Начало поставок (год) Задержка реализации программы (годы)
Региональные самолеты
Embraer E-Jets E-170/175/190/195 Бразилия 1997 2,1 1,25 2002* 2004* н. д.
ARJ-21 Китай 2002 8 8 2008 2015 6
Superjet 100 Россия 2003 1,8 0,44 2008 2011 2
Bombardier C-Series Канада 2004 3,94 0,65 2013 2014 1
MRJ Япония 2007 1,55 0,5 2015 2017 4
Embraer E-Jets E2 (ремоторизация E-175/190/195) Бразилия 2013 1,7 н. д. 2016–2017 2018 нет
Магистральные самолеты
Airbus A380 ЕС 1994 16,2 3,7 2005 2007 2
Airbus A350 ЕС 2005 14,85 3,5 2013 2014 1,5
Boeing 787 Dreamliner США 2004 12** —*** 2009 2011 2
С919 Китай 2006 9,41 >9 2015 2019 4
МС-21 Россия 2005 5,5 2,75 2015 2017 1
Airbus А320NEO (ремоторизация) ЕС 2010 1,3 н. д. 2015 2016 нет
Boeing 737 MAX (ремоторизация) США 2011 3 н. д. 2016 2017 нет
*Данные по модели E170.
**Общая стоимость программы Dreamliner, включая подготовку к серийному производству, превышает 30 млрд долларов.
***Господдержка конкретным гражданским проектам Boeing не оказывается, она осуществляется комплексно.
А тот факт, что мексиканский авиаперевозчик InterJet сразу же поставил наши новые самолеты в расписание, имеет принципиальное значение. Это не только вторая по величине авиакомпания Мексики, но и первый покупатель наших лайнеров в Западном полушарии. И от того, как InterJet будет эксплуатировать SSJ, во многом зависят будущие продажи этих самолетов на рынках Латинской Америки и США. InterJet заказала в общей сложности 20 лайнеров с опционом еще на 10 штук. «Думаю, что очень скоро мы сможем увеличить эту партию, потому что рынок стоместных самолетов сейчас самый большой в нашем регионе и у него лучшие возможности для роста», — говорит исполнительный президент компании Мигель Алеман Магнани. Пока InterJet выполняет на двух наших лайнерах рейсы в шесть городов Мексики, но уже через два-три месяца география полетов будет значительно расширена, в том числе за счет маршрутов в страны Карибского бассейна и США. Это произойдет после того, как авиакомпания получит новые воздушные суда. По словам президента Superjet International Назарио Каучельи, сейчас на производственной площадке предприятия в Венеции идут работы по оборудованию третьего лайнера для InterJet, еще пять подготовят к концу нынешнего года, остальные передадут в 2014–2015 году. Тогда же будут поставлены и оставшиеся десять самолетов индонезийской Sky Aviation. Эта авиакомпания уже эксплуатирует два наших лайнера, причем тоже весьма успешно. «Мы используем их на внутренних рейсах для полетов в Денпасар, Купанг и Лабуан-Байо, — говорит гендиректор Sky Aviation Крисман Тариган. — SSJ полностью подходит для обслуживания этих маршрутов. Его эксплуатация доказала такие преимущества, как грузоподъемность, экономичный расход топлива и компактность».
Комментарии 1