Разработка двигателей, казалось бы, чисто мужская тема. Тем не менее в создании современных силовых установок для авиации и других отраслей принимают участие и женщины. Женщины-инженеры на деле доказывают, что любую работу можно делать достойно и при этом достичь успеха независимо от пола. В канун Международного женского дня представляем вам истории о женщинах, выбравших инженерную стезю.
Мы уже рассказывали об инженерах-конструкторах, разрабатывающих двигатели для полетов. А Полина Салова работает над созданием газоперекачивающих агрегатов в «ОДК-Газовые турбины» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Ее конструкторская стихия – земля. О ключевых направлениях развития энергетического оборудования, разработках с нуля, сложностях и возможностях инженерной профессии – в нашем интервью.
О профессиональном пути
Я инженер-конструктор в третьем поколении двигателестроителей. Моя бабушка закончила Куйбышевский авиационный институт (ныне – Самарский государственный аэрокосмический университет имени С.П. Королева) и по распределению приехала работать в Рыбинск. Дед родом из Рыбинска, но учился в Уфе – в Уфимском авиационном университете. Родители тоже получили образование по специальности «Авиационные двигатели» в Рыбинском авиационном технологическом институте – так раньше назывался Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева (РГАТУ). Родители до сих пор работают на предприятии. Бабушки и дедушки уже, к сожалению, нет в живых, но их работа на протяжении всей жизни была связана с проектированием авиационных двигателей.
В детстве я жила в небольшом поселке. Как и все дети, активно занималась разными видами спорта, а для души выбрала курсы кройки и шитья, но у меня не очень хорошо получалось. В итоге ходила с мальчиками на кружок конструирования и программирования.
Техническое образование всегда было актуально. О двигателестроении я много узнала от родных. В 11-м классе пошла на подготовительные курсы в РГАТУ, куда потом поступила на специальность «Авиационные двигатели и энергетические установки». Там мы познакомились с будущим мужем, он учился со мной в группе. Сейчас муж тоже работает в «ОДК-Газовые турбины», на производстве.
Отдел, в который я пришла работать в «ОДК-ГТ», занимался проектированием газопоршневых энергоустановок. Это была новая тема не только для меня, но и для всего предприятия. Мне очень повезло с руководителем и наставниками, потому что адаптация прошла быстро и максимально эффективно. Наше конструкторское бюро было расположено непосредственно в цехе, где собирали газопоршневые энергоустановки. Мы напрямую работали с производством. Это был полезный опыт.
У нас молодой коллектив, люди, которые горят своим делом, внедряют новые идеи. Так, мы разработали агрегат с нуля! Подобного в России еще не было. Проект был реализован в кратчайшие сроки. С момента подбора двигателя до пробного испытания агрегата прошел один год.
Без сложностей, конечно, не обходилось. Так, во время испытаний газопоршневой электростанции РГПЭУ, спроектированной для поставки на Крайний Север, в нашей области стояла аномальная жара – температура достигала слишком высоких значений для эксплуатации агрегата. Было принято интересное решение. Для исключения перегрева кулера от прямых солнечных лучей развернуть изделие на 180 градусов и заменить антифриз на воду. Испытания прошли успешно.
О работе
Я занимаюсь 3D-компоновкой в программе объемного моделирования: расстановкой оборудования внутри блока, разработкой чертежей на крупногабаритные сварные конструкции и др.
Больше всего удовольствия получаю, когда вижу готовую продукцию. Объекты, которые когда-то родились в коллективе с моим участием, сначала отобразились на экране монитора, а потом появились в реальности. Это вершина творческого процесса. Самое сложное для конструктора – оставаться в рамках.
Комментарии 2