В Историческом музее пройдет выставка о Николае I
Приход к Зимнему дворцу батальона лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 года, 1852 г. Ладюрнер А. И. Холст, масло. Пресс-служба ГИМ
Идеальный самодержец. В Историческом музее пройдет выставка о Николае I
17 сентября 2025 года в Государственном историческом музее открывается выставка «Николай I. Идеальный самодержец», посвященная 200-летию вступления на престол монарха, чей образ столь же многогранен и противоречив, как и эпоха его правления.
Мятеж декабристов и трагические события на Сенатской площади задали тон всему правлению Николая I : «Я вступил на престол, начав с пролития крови моих подданных. Но смиряюсь перед Богом и прошу Всевышнего: да отвратит от меня и государства навсегда подобные гибельные происшествия». Стараясь быть идеальным монархом и считая стабильность высшим благом для подданных, Николай I правил жёстко, рассудительно и вдохновенно: николаевская эпоха стала золотым веком русской культуры, науки, временем небывалых успехов в промышленности, торговле и экономике.
Николай Павлович искренне верил, что можно сохранить следование национальным традициям в обществе и при этом без революций справиться с вызовами времени — необходимостью модернизации экономики, армии и образования.
Этим определяется двойственность эпохи, где консервативные черты (охранительная политика, поддержание сословного строя, покровительство национальным стилям в культуре) сочетаются с реформаторской политикой, оказавшей влияние на модернизацию России (кодификация российского законодательства, создание специализированных отраслевых учебных учреждений, усилия по развитию фабричной промышленности).
В царствование Николая I последовательно был создан десяток секретных комитетов для обсуждения реформы положения крестьян; была запрещена варварская система продажи крестьян без земли. Но решиться на отмену крепостного права он так и не смог, оставив решение крестьянского вопроса сыну Александру . Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем, 1840-е гг. (1843) Швабе А. П. Холст, масло. Фото: https://shm.ru/missiya-i-organizatsiya/press-sluzhba/ Николай I ввел жесточайшую цензуру, но сам выступил против запрета публикации «Ревизора» Н. В. Гоголя; объявил «крестовый поход» против взяточничества и коррупции, прямо давая понять чиновникам, что знает «не только их дела, но и их проделки».
Одним из символов николаевского правления стало появление в России железных дорог. Император лично контролировал железнодорожное строительство в стране, понимая, сколь важно развивать транспортное сообщение внутри огромной державы. Зимой 1842 года был подписан царский указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяженностью 650 км. При строительстве по личному распоряжению императора была выбрана ширина колеи в 1524 миллиметра — больше европейской на 89 миллиметров, чтобы ей не мог воспользоваться неприятель. Через сто лет ширина «русской колеи» сильно затруднит снабжение немецко-фашистских войск, рвавшихся к Москве.
«Исторический музей, продолжая серию выставок, посвященную российским правителям, впервые за долгое время обращается к противоречивому образу Николая I и до конца не оцененному современниками и исследователями периоду его правления. На выставке можно будет познакомиться с уникальным документальным и изобразительным наследием великого князя Николая Павловича; предметами, связанными с его детством и юностью, женитьбой и служебной деятельностью до воцарения; редчайшими документами и нумизматическими памятниками, воссоздающими историю междуцарствия», — говорит Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея . Портрет великого князя Николая Павловича, первая половина XIX в. Копия с Кипренского. Неизвестный художник. Холст, масло. Фото: https://shm.ru/missiya-i-organizatsiya/press-sluzhba/ В экспозиции планируется более 260 предметов, в том числе личные вещи монарха. На выставке будут представлены предметы из собрания Государственного архива РФ, Музеев Московского Кремля, музея «Новый Иерусалим», Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, музея-заповедника «Бородинское поле», музея-заповедника «Петергоф», Российского института истории искусств, Российской государственной библиотеки, а также из частной коллекции А. Г. Егорова .
Telegram - https://t.me/scanos VK - https://vk.com/scanos_ru
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев