Сезон больших скидок, который стартовал во многих странах мира, в том числе и в Беларуси, 11 ноября, и достигает апогея в «черную пятницу» (в этом году она приходится на 28 ноября) — мощный раздражитель. Интерес к осенним распродажам огромен: покупатели видят красные ценники — и сметают с полок даже то, что им не нужно. А продавцы в погоне за выгодой хитрят: частенько акционная стоимость сопоставима с обычной или даже выше. На пользу ли нам марафон покупок и как уберечься от бездумных трат? Мнения журналистов «СБ. Недели» разделились.
Семь пятниц на неделе
Александр НЕСТЕРОВ.
Предлагаю, Христина, на берегу расставить некоторые точки над i. Маркетинговая традиция под названием «черная пятница» — не наше изобретение. Она прибыла с северо-западных берегов Атлантики. А значит, не факт, что способна полностью приспособиться к нашим реалиям. Black Friday — не что иное, как пятница после Дня благодарения в США, с которой, заметь, еще с XIX века начинается традиционный рождественский сезон распродаж. И именно из Штатов ежегодно приходят новости о том, как первые покупатели дерутся за максимальные скидки. Люди в толкучке получают травмы и даже гибнут. У нас, возможно, такие дурачки тоже нашлись бы, но, к счастью, креативность белорусского ретейла не настолько агрессивна, как на родине распродажной традиции. И не хотелось бы усугублять, честное слово.
Если уж чужие традиции заимствовать, то с умом. На мой взгляд, пока разумного баланса нет. Размах вроде бы гигантский: буквально каждый первый маркетплейс или торговый центр считает необходимым прокукарекать про участие в пресловутой «черной пятнице». Только вот существенны ли на самом деле предлагаемые скидки? Изучаю некоторые из озвученных предложений — заглядываю в один из онлайн-гипермаркетов: скидки до 50 процентов! На что самые крупные? Клей для обоев, бахилы, гель для душа… Спасибо, в любой другой день куплю.
Сужу по опыту прошлых лет: если видишь неприлично низкие цены на какой-то товар — это либо продавец специально крупную партию закупал под «черную пятницу» (что неплохо), либо распродает неликвид (что хуже и встречается чаще). В первом случае велик шанс, что и после ажиотажа цена не сильно вырастет, а во втором — такое мне и даром не надо.
И еще. Скорее всего, мы не увидим в «черную пятницу» красивых баннеров «минус 60 процентов на все!» или скидок в 80 процентов и более. Ведь у многих покупателей возникнет закономерный вопрос: а почему это, собственно, именно сейчас такие низкие цены, что мешает их держать таковыми весь год? Кроме того, не секрет, что на протяжении ряда лет продавцы предлагали в «черную пятницу» товары с фейковой скидкой: сначала поднимали цены на 25 процентов, а затем на столько же и снижали. Правда, за это можно и по шапке получить от компетентных органов. Но даже при таком раскладе от надувательства на 100 процентов никто не застрахован. Поэтому мое мнение: «черная пятница» — штука, может, и интересная, но от большой траты денег я все же воздержусь.
Яркий день календаря
Христина CКУРАТОВИЧ.
Саш, а ты знаешь, что покупки, пусть даже импульсивные, делают людей счастливее? Я, например, по сладкой цене заказала елочку белорусского производства — метр восемьдесят, полностью литая. И не за 1261 рубль, а всего за 552. Еще — гирлянду «роса», фонарики, шары, бокалы, столовые приборы и даже маленькие красные шапочки с помпоном, которые надеваются на горлышко игристого. Последние, правда, не знаю зачем, но теперь они стоят 12 рублей, а я взяла за 10! И оправдываю себя тем, что все это принесет в дом по-настоящему новогоднее настроение. Поверь, это работает уже сейчас. Каждый раз, проходя мимо балкона, поглядываю на большую коробку с елью и фантазирую, как в первых числах декабря соберу ее и буду наряжать. И от этого на душе тепло и торжественно. А ты и дальше дуйся на маркетологов, которые хотят прикарманить твои деньги-денежки-деньжищи.
Для тебя «черная пятница» — про безумие и хаос, а для многих других — про выбор. Про возможность быть умным покупателем, который заранее знает, чего хочет, сравнивает цены, сохраняет нужные ссылки, а потом с удовольствием ловит скидку. Это, конечно, не моя история, но таких прагматиков я знаю.
Например, друг семьи Рома — серьезный человек, между прочим, — поставил лайк на маркетплейсе коричневому кожаному креслу. Вслед за лайком — скриншот: роскошество стоит аж 2300 рублей. Зафиксировал это Рома еще в октябре, с тех пор почти каждый день проверял динамику цены. Со скриншотами, само собой. И что ты думаешь?! Ровненько 11.11 наш Роман купил то самое кресло за 1374 рубля. Скажешь, довод не очень, может, реальная цена ему тысяча. Отвечу: Рома гуглил и нашел такое же кресло в разных магазинах за 1800 — 2100 рублей — тоже на скидках, как ты понимаешь. Сэкономлено чуть больше четырех сотен — разве ж это не деньги?
Бонусом к каждой выгодной покупке — конфетти из приятных эмоций. Маленькие удовольствия превращают серый скучный ноябрь в праздник, готовя нас к длинному декабрьско-январскому марафону. Так что для меня «черная пятница» — не пустая трата денег: это инвестиция в настроение. А хорошее настроение, как известно, заразительно!
Христина СКУРАТОВИЧ
Александр НЕСТЕРОВ


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев