Европейская автомобильная промышленность оказалась, пожалуй, в одной из самых сложных ситуаций за всю свою историю. Эксперты агентства Bloomberg, ссылаясь на актуальный аналитический анализ рынка, утверждают, что на фоне динамичного роста конкуренции со стороны китайских брендов и падения спроса на новые машины на внутреннем рынке Европа в скором времени может лишиться до восьми крупных автопредприятий. Современные и относительно дешевые китайские электромобили и гибриды продолжают свой триумф, угрожая тем самым окончательно разорить европейскую автоиндустрию.
🔵Объемы решают всё
Как свидетельствуют эксперты международной консалтинговой компании AlixPartners, средняя загруженность европейских автоконвейеров не превышает 55 %. Проще говоря, около половины мощностей простаивает, а эффективность производственных связей стремительно падает. Поставщики комплектующих и предприятия-партнеры тоже недозагружены, что в конечном итоге приводит к нерентабельности даже самые крупные концерны. В особо опасном положении оказалась компания Stellantis NV, которая объединяет в себе такие известные бренды, как Fiat, Peugeot и Alfa Romeo, — ее европейские предприятия загружены всего на 45 %.
Параллельно стагнации автоиндустрии в Евросоюзе китайские компании продолжают покорять рынок, предлагая покупателям технологичные и доступные автомобили. Как прогнозируют эксперты, к 2030 году объем китайских машин в Европе может достичь 10 %, что кардинальным образом повлияет на весь рынок. В ближайшей перспективе континент может лишиться до 2 миллионов выпущенных авто в год — это именно та доля, которая может перейти к китайским производителям. В то же время надо понимать, что закрытие автопроизводств, похоже, не только неизбежно, но и очень дорого. Это довольно сложный процесс. Например, как считают эксперты, для ликвидации завода со штатом 10 000 сотрудников потребуется не менее 1,5 миллиарда евро. Более того, только согласования с властями и профсоюзами займут как минимум три года.
Падение спроса на новые автомобили в ЕС ощущается во всех странах объединения. В минувшем году их реализация увеличилась только на 0,9 % — до 13 миллионов машин. Даже знаменитый Volkswagen не избежал участи временно останавливать конвейер. Например, его завод в Цвиккау, специализирующийся на электромобилях, недавно в очередной раз простаивал неделю. А Stellantis также притормозил производство таких некогда популярных моделей, как Alfa Romeo Tonale и Fiat Panda.
🔵Тарифный ход
Страны Евросоюза, осознавая фатальную опасность со стороны китайских автопроизводителей, одобрили предложенные Еврокомиссией пошлины, которые начнут действовать с 31 октября. Максимальная ставка составит 45 %. Правда, на электромобили Tesla, которые собирают в Китае, еврочиновники решили снизить пошлину до 9 %. Не протекционизм ли чистейшей воды в угоду заокеанской империи Илона Маска? Однако введение Евросоюзом дополнительных пошлин на импорт китайских электромобилей выгодно прежде всего американцам, но не самому ЕС, считает политолог Петр Петровский:
— В рамках Европейского союза нет производства электромобилей закрытого цикла. Потому что в ЕС отсутствуют полезные ископаемые, редкоземельные металлы, необходимые для производства всех этих электронакопителей. В мире есть только два государства, которые имеют закрытый полный цикл производства электромобилей, — Китай и США. В связи с этим кто проигрывает? Завязанный на КНР европейский автопром. Мы смотрим на электромобили BMW, Audi, Volkswagen и прочие и понимаем, что дизайн, может, в Германии разработали, но автомобиль сделан в Китае или как минимум сама начинка, электронакопитель — китайский. Встает вопрос о том, насколько Европейский союз суверенен, если он готов лоббировать введение санкций против своего стратегически важного партнера. Что получится? Принуждение американцами покупать электрическую начинку для BMW, Audi, Volkswagen не в Китае, а в США. Очень четкая схема. За этим стоят американцы, которые хотят подчинить или изъять из Европы ее автопром.
🔵Трансформация или откат назад
Автопром Европы стоит на пороге кардинальных изменений. После многих лет стабильного роста настало время переоценить свои классические стратегии развития. Главная проблема сегодня заключается в том, что реальный спрос и производственные возможности предприятий находятся в большом дисбалансе. Аналитики полагают, что прибыльность автопредприятий можно сохранить лишь при выпуске не менее 250 тысяч автомобилей в год. А в случае если китайские марки займут ежегодную нишу объемом около 2 миллионов продаж, то в ЕС как минимум восемь автозаводов окажутся лишними, и их ликвидация будет только вопросом времени.
Автомобильный мир динамично трансформируется, при этом Китай продолжает укреплять свои позиции в производстве автомобилей, в том числе электрических и гибридных, а Евросоюз в этом отношении сдает позиции. Если раньше европейские бренды были законодателями в области автомобилестроения и лидировали в стандартах и технологиях, то теперь будущее автопрома просматривается за азиатскими, преимущественно китайскими, брендами — доступными и цифровыми. А для именитых европейских марок настало время выбора: или адаптироваться к новым условиям, или распрощаться со значительным объемом своих мощностей, отправив на улицу тысячи людей.
Сегодня США и Европа обвиняют китайские власти в том, что они субсидируют свою автомобильную промышленность, давая ей возможность демпинговать на мировом рынке. Но истинная причина заключается в другом: Запад просто проигрывает в честной конкуренции с трудолюбивым и высокотехнологичным Китаем.
🔵Статистика стагнации
Не менее 61 % поставщиков комплектующих немецкого автопрома планируют сокращение персонала в Германии, что стало рекордным показателем, свидетельствует опрос компаний — представителей малого и среднего бизнеса представителями Объединения автомобильной промышленности ФРГ. Большинство компаний планируют отложить или вовсе отказаться от инвестиций в производство в Германии. Почти треть опрошенных производителей собирается перенаправить инвестиции в производственные точки за рубежом. Лишь 2 % респондентов сообщили о готовности увеличить инвестиции в производство внутри страны.
Каждая вторая компания оценивает свое финансово-экономическое состояние как плохое или очень плохое. Положительно о своем состоянии высказались лишь 11 % опрошенных, однако в начале года таких было 19 %. Почти 60 % считают, что в ближайшее время ситуация на рынке не улучшится, 21 % участников опроса ожидают улучшения.
Главными причинами такого состояния дел в отрасли опрошенные компании называют слабый спрос на европейском рынке и недостаточные усилия по выстраиванию рынка электроавтомобилей в регионе. Также среди ключевых проблем называются бюрократические препоны. Кроме того, компании — участницы опроса опасаются негативного влияния повышенных американских пошлин на свой бизнес. Крупные игроки немецкого автопрома указывают на схожие проблемы, большинство из них продолжительное время сталкивается со снижением производства и также оптимизирует бизнес.
ФАКТ
В 2024 году в Китае было продано 31,46 миллиона новых автомобилей. Для сравнения: в США, которые заняли второе место, — 15,8 миллиона. Цифры говорят сами за себя: сегодня каждая третья машина продается именно в Поднебесной, которая стала лидером и по экспорту. Так, в 2024 году он достиг 5,85 миллиона машин, что на 19 % больше результатов 2023-го.
Дмитрий ШАМКО


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6