К чему дорога, если она не приводит к храму?»
Решили как то европейцы построить один общий дом…
Ну, эту историю, вы, думаю, знаете. Недавно появилось и ее забавное продолжение.
Решили чехи с поляками построить автомагистраль. За брюссельские, то есть взятые из общеевропейской казны, деньги. Стоимость польской части работ уже известна: она составила немногим меньше полумиллиарда долларов (около 488 миллионов долларов).
За эти деньги удалось сделать главное: теперь о польской скоростной автомагистрали S3 в Европе знает, пожалуй, каждый. Трасса уже получила и неофициальное название: «Дорога в никуда». Потому что, не доходя ни до какой границы, участок дороги Болькув — Каменна Гура в Нижнесилезском воеводстве обрывается просто посреди поля.
Он меня, шутя, посадил
в пустой вагон —
Через полчаса, шутя,
кончились рэльсы…
Этот проникновенный городской романс сейчас поют во всех силезских кабачках, ради него вспоминают русский, песня стала хитом по обе стороны польско чешской невидимой границы…
И главное управление национальных дорог и автомагистралей Польши вместе со всеми подрядчиками и субподрядчиками начинает чувствовать себя несколько неуютно. Там вспоминают другую (но тоже русскую) песню:
А в конце дороги той —
Плаха с топорами…
И боятся, как бы для них эта история не закончилась похожим образом.
* * *
Расчет ведь был на то, что оборвавшуюся где то в польской глуши дорогу никто и не заметит. Как и «закопанные в землю» полмиллиарда евро. Тем более что с воздуха рассмотреть сей казус не так и просто: Силезия в последнее время бьет все рекорды по смогу.
В отчете польской службы по борьбе со смогом отмечено: «В Нова Руда в Нижней Силезии в настоящее время самый плохой воздух в стране: в 2024 году его жители дышали смогом 73 дня в году, а концентрация канцерогенов увеличилась с 400 до 700 процентов от допустимой нормы».
Семьсот процентов — это в восемь раз больше. Да еще разделите 365 дней на 73 — получится пять. Раз в каждые пять дней над силезскими поляками нет неба — а висит смог, через который слабо пробиваются даже солнечные лучи. Чаще, чем день в неделю дети не видят солнца, гулять на улицах не рекомендуется, да и в квартирах дышать нечем.
А все потому, что в Силезии добывают уголь — и жечь его для электричества, для тепла, для воды, для работы… для жизни становится все дешевле. Чем покупать в России газ. Или покупать в России нефть. Или даже строить вместе с кем то атомную станцию.
Главная национальная инспекция по охране окружающей среды подтверждает: в Польше во многих городах загрязнение воздуха достигает значительно превышающих допустимые значения уровней. «Среднегодовая концентрация PM10 (взвешенных частиц в воздухе, размер которых составляет 10 микрометров и менее) в 2024 году увеличилась на 7 процентов по сравнению с предыдущим годом, а господдержка борьбы со смогом значительно снизилась».
Зато оружия Польша закупает у США и Южной Кореи (что тоже — у США) как не в себя, зато военные учения проводит все чаще, зато нью бандеровцев на польских пособиях с каждым годом становится все больше.
Вот такая забота польских властей о своем народе.
С другой стороны: неплохое, однако, прикрытие с воздуха, ничего не рассмотреть, что делается на земле, — и по природным, что главное, причинам! От властей типа не зависящим.
* * *
А что же делается с той, с чешской стороны? Может, оттуда придет подмога?
Нет, подмога не придет, и подкреплений чехи тоже не пришлют. «Мы испытываем трудности, особенно с укреплением насыпей и устранением пробелов, связанных с устойчивостью скальных пород, — пожаловался журналистам генеральный директор департамента дорог и автомагистралей Чехии. И добавил для самых непонятливых: — Строительство автомагистрали технически очень сложное».
Ну да, а никто ж поначалу и не знал об этом.
На своем участке магистрали чехи насчитали необходимость «возведения двадцати восьми мостов, двух туннелей и трех железнодорожных переездов». И судя по тому, что не обнародована стоимость чешской части работ, они там свою долю брюссельского гранта еще даже пилить не закончили.
Для особо же въедливых официально добавлено вот что: «Задержки при строительстве связаны с апелляциями конкурентов на решение подрядчика и с археологическими открытиями». И поскольку конкуренция органически присуща высокоразвитой западной экономике, а культурные европейские слои залегают неимоверно широко и глубоко, то с чешской стороны автомагистрали все чаще вспоминают еще одну проникновенную (и снова русскую) песню:
Эта музыка будет вечной,
Если я заменю батарейки!
Очевидно одно: пока с чешской стороны не закопают в землю минимум миллиард общеевропейских денег, смог над Силезией вместе с археологическими изысканиями не дадут никому увидеть продолжение этой истории. Хотя бы и просто потому, что такое положение дел в Евросоюзе в принципе выгодно всем.
Кроме тех, кому надо ехать, — но вот их то как раз в Европе и не спрашивают.
Андрей МУКОВОЗЧИК


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1