В среду, 15 октября, американский лидер заявил, что его страна находится в состоянии торговой войны с Китаем. Эти слова последовали за анонсированием новых пошлин против Поднебесной в преддверии возможной встречи лидеров двух сверхдержав в конце октября на саммите АТЭС.
✅Лбом о Китайскую стену
В текущей каденции Трампа это второй подход к снаряду — первый состоялся весной и не сказать чтобы стал успешным для США. Тогда, напомним, Вашингтон ввел тарифы в отношении почти 200 стран, включая пошлины на китайские товары в размере 34 процентов. Ответ Пекина не заставил себя долго ждать, и в итоге «тарифной перестрелки» американские пошлины достигли 145 процентов, а китайские — 125 процентов.
В этот момент стороны заключили торговое перемирие, которое зафиксировало штатовские пошлины на уровне 30 процентов, а китайские — на 10 процентах. С тех пор державы вели переговоры, которые оценивались как продуктивные, а намеченная на конец этого месяца встреча Си Цзиньпина и Дональда Трампа в Республике Корея должна была стать кульминацией процесса. И вот теперь, судя по всему, временная передышка окончена.
Новый виток торговой войны стартовал с объявления Трампом о введении с 1 ноября дополнительных 100 процентных пошлин на товары из КНР сверх уже имеющихся, а также об установлении экспортного контроля для любого критически важного программного оборудования. Кроме того, Вашингтон рассматривает возможность запрета экспорта в Китай деталей лайнеров Boeing, а также думает над прекращением торговли с Поднебесной растительными маслами и другими категориями товаров в ответ на отказ Китая от закупок американской сои.
Объявляя о введении новых пошлин, Трамп даже заявил о том, что для встречи с китайским коллегой теперь «нет никаких оснований». Правда, на следующий день понял, что погорячился, и смягчил позицию, подчеркнув, что ничего не отменял, хотя «не уверен, что встреча состоится».
Формальным поводом для очередного обострения стало установление Поднебесной экспортного контроля над товарами, связанными со средними и тяжелыми редкоземельными элементами, а также с литиевыми батареями и анодными материалами из искусственного графита, оборудованием для добычи и переработки редкоземельных металлов, сырьем и сверхпрочными материалами. Теперь специальную лицензию нужно получать даже при экспорте продукции с содержанием редкоземов 0,1 процента. При этом заявки на продажу товаров, которые можно использовать в военных целях, будут вообще отклонять.
Китайское Министерство коммерции, объясняя смысл введения новых правил экспорта такой продукции, подчеркнуло, что они являются «законной мерой по совершенствованию национальной системы регулирования» и предназначены для «защиты национальной и международной безопасности».
Виден в действиях Китая и политический сигнал: дракон показал белоголовому орлану, что не собирается поступаться интересами и настроен на партнерство, а не на подчинение американским «хотелкам».
✅Между миром и войной
Одним из наиболее зримых первых итогов нового американо-китайского обострения стало крупнейшее с апреля падение рынков, причем спад коснулся как фондовых площадок, так и криптовалютных. Стоимость биткоина в ночь на 11 октября просела на 8 процентов, а всего трейдеры потеряли около 19 миллиардов долларов, поставив абсолютный антирекорд.
В Минкоммерции КНР, комментируя торговое наступление Трампа, заявили, что готовы и «бороться до конца», и вести переговоры, однако действия США считают «неправильным способом взаимодействия». Решимость отстаивать национальные интересы Китай продемонстрировал, введя для американских судов портовые сборы. С 14 октября за каждую нетто-регистровую тонну судна, построенного в США, принадлежащего американскому гражданину или организации, в которой американцы владеют 25 и более процентами акций, нужно платить по 56 долларов, а к апрелю 2028-го сумма вырастет до 157 долларов. США, к слову, о введении такого сбора на сумму 80 долларов за нетто-тонну объявили еще в начале года.
Происходящее дало повод агентству Reuters заявить о превращении Мирового океана в «ключевой фронт» торговой войны. Как отмечает аналитик компании Jefferies Омар Нокта, под действие ограничений попадают 13 процентов танкеров для перевозки сырой нефти и 11 процентов контейнеровозов мирового флота. Это грозит миллиардными потерями для транспортных компаний, глобальным ростом цен на товары и в целом замедлением темпов роста мировой экономики.
Новый виток торговой войны между Вашингтоном и Пекином сегодня видится как один из этапов большой игры сверхдержав перед заключением соглашения. Каждая сторона хочет выжать из возможных будущих договоренностей максимум выгоды для национальных интересов.
Появится ли надежда заключить «торговый мир», или противостояние продолжится, нанося ущерб мировой экономике, будет зависеть во многом от встречи лидеров сверхдержав на южнокорейской земле.
В ее преддверии КНР демонстрирует готовность к обсуждению наболевших тем, оставаясь приверженной принципам многополярности, в то время как США стремятся не допустить экономического доминирования Китая любыми способами.
Антон ПОПОВ


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2