Использовав российско-белорусские учения «Запад-2025» как предлог, варшавские элиты заблокировали свои восточные рубежи, и хотя маневры закончились 16 сентября, Польша объявила о грядущем в ночь на четверг открытии пунктов пропуска только 23 сентября. Видимо, дело было не только в выдуманной угрозе со стороны Союзного государства, но и в чем-то другом.
Глубинный смысл
Президент Беларуси Александр Лукашенко 22 сентября во время встречи с членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, секретарем Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины Ли Си прокомментировал сложившуюся на границе ситуацию:
— Это, скорее всего, недружественный политический шаг, какой-то имиджевый, как считают поляки, против Китайской Народной Республики. Но он нисколько не экономический, поскольку такая империя, как Китай, запросто справится с этой проблемой… Дело здесь не в Беларуси. Польша играет роль какого-то коня-скакуна в пользу других государств.
Заявление Александра Лукашенко позволило взглянуть под совершенно иным углом на пограничную проблему.
На наш взгляд, ключевыми являются два момента: во-первых, Варшава своими неадекватными действиями пыталась ударить не только по Беларуси, но и по КНР, во-вторых, действиями польского правящего класса управляет кто-то враждебный Китаю и обладающий должным уровнем влияния на Навроцкого, Туска и компанию, чтобы по щелчку его пальцев польский орел попытался клюнуть китайского дракона.
Рассекая стальную магистраль
Ежегодно через Польшу в Европу перевозится 90 процентов железнодорожных грузов из Китая на сумму 25 миллиардов евро. На коридор между Беларусью и Польшей приходится 3,7 процента всей торговли между ЕС и Китаем. Товарные поезда с качественной и популярной китайской продукцией идут через Казахстан, Россию, Беларусь, пересекая затем границу с Польшей и распространяясь по цветущему саду имени Борреля.
Для Пекина этот маршрут привлекателен сразу по нескольким причинам. Во-первых, и Астана, и Москва, и Минск — близкие друзья и союзники КНР, что исключает появление разногласий по поводу транзита. Во-вторых, все три страны находятся в едином таможенном пространстве. В-третьих, каждому из государств по маршруту следования свойственна политическая стабильность, которую весьма ценят в Китае. Наконец, на всем постсоветском пространстве сохраняется единый стандарт железнодорожной колеи, облегчающий логистику и увеличивающий скорость доставки грузов.
Существуют и другие коридоры доставки китайских товаров в ЕС, например, Транскаспийский международный транспортный маршрут с двумя морскими перевалками, на Каспии и на Черном море. Можно возить товары и через Арктику: в это воскресенье из порта Фучжоу вышло первое китайское судно, которое, используя Северный морской путь, должно за 19 дней добраться до Британии.
Однако белорусскому железнодорожному маршруту указанные магистрали проигрывают и в пропускной способности, и в удобстве использования.
Куклы и кукловоды
Учитывая, что у КНР есть иные, пусть и не такие надежные, торговые пути в Европу, имиджевый укол должен был получиться больнее экономического. Инициатива «Пояс и путь» является одним из крупнейших международных проектов Пекина, и КНР сразу обратила внимание на складывающуюся ситуацию.
С целью узнать, чего хотят поляки, Варшаву посещал глава китайского МИД Ван И. Польские СМИ пытались представить этот визит как некий сигнал Минску, однако на деле все получилось иначе. Быстрого открытия границы после встречи Ван И с его польским коллегой Радославом Сикорским не случилось, что говорило о желании еще и вбить клин в белорусско-китайские отношения, выставив нашу страну виновником остановки транзита.
Отчего польские элиты так ухватились за явно иррациональную идею железного занавеса? В их упорстве прослеживается внешний след. Куда он ведет, догадаться нетрудно: за океан. Дело в том, что США основным противником видят ныне КНР. Однако открытое противостояние с Поднебесной в виде тарифных войн оказалось Вашингтону не под силу.
Не сумев победить с наскока, Белый дом сменил тактику. Временная блокада белорусско-польской границы стала пробой сил: американцы, используя зависимые от них европейские элиты, попытались перерезать идущие через Евразию торговые пути и разорвать связи КНР и ЕС, лишив Китай емкого рынка сбыта товаров. Первый блин получился комом, однако это не значит, что новых «экспериментов» на этой скользкой дорожке не будет.
В данном контексте Европа в общем и Польша в частности выступают лишь инструментом в руках США в большой игре сверхдержав. Естественно, что для ЕС было бы гораздо выгоднее сохранять добрые отношения с Китаем, однако за океаном считают иначе, следствием чего стали и этот завершающийся опыт с закрытием границы, и санкции в отношении китайских компаний, и обсуждение ограничений против КНР за покупку российских энергоносителей.
Планируемое в ночь на четверг открытие пограничных пунктов на белорусско-польской границе, безусловно, позитивная новость, которая поможет снизить градус напряжения в регионе. Однако стоит учитывать, что вряд ли это событие — следствие доброй воли варшавских властей. Скорее, свою роль сыграл китайский фактор и, возможно, команда «стоп» от сюзерена...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев