Англосаксов, наверное, больше можно не предлагать
Саймон Шустер из журнала Time — пожалуй, самый умный из всех англосаксов, когда‑нибудь имевших честь брать интервью у нашего Президента.
В меру образованный, хотя Фучика не похоже, чтобы знал, а уж чтоб читал... Хорошо подготовленный. Умеющий следить за собой — и за собеседником.
И умеющий собой владеть. Это вам не падающие карандаши и ломающие друг друга пальцы рук или неподвижная верхняя губа — напоказ неподвижная вместе с испариной на лбу, как это было у предшественников Саймона.
И ни разу за весь разговор Саймон Шустер не обиделся за американцев. Не стал на защиту США. Хотя подач таких Александр Лукашенко давал достаточно.
Может, потому что никакой Саймон не американский, а насквозь советский, увезенный из СССР эмигрировавшими родителями в США в возрасте 6 лет в 1989 году? И карьеру свою затем сделавший, вернувшись в Москву и в Киев, потому что русским Сэмэн владел свободно?
Не знаю. Но о карьере нашего эмигранта давайте поговорим позже. Сейчас расскажу тем, кто «СБ» читает, а телевизор не смотрит, о чем же шел разговор в библиотеке Дворца Независимости.
🔴Отеческие советы
Это, конечно, странно, если вы и правда интервью не смотрели, но было оно — о жизни. О том, как себя в ней вести. О чем думать в первую очередь, а о чем даже не париться. Что говорить и что делать. А чего не делать и лучше бы не произносить.
Что такое есть Россия, которая даже и сейчас — крупнейшее государство в мире. Каков его признанный планетой лидер Владимир Путин. Что можно себе в отношении их позволить, а о чем не стоит и думать. Надо ли Россию и Путина бояться — и почему правильный ответ «нет».
Вот эти вопросы Шустера интересовали особенно. К треугольнику Беларусь — Путин — Россия колумнист за время интервью возвращался несколько раз. Но, похоже, ответы на них сам он не сумел вполне осознать.
Со своим более чем 30‑летним опытом в высшей политике Александр Лукашенко готов ведь даже и Дональда Трампа научить определенным премудростям, тем паче что и сам он — «трампист» (в отличие от рафинированного Сэмэна). И это совсем не фигура речи, а так на самом деле и есть, если хорошо подумать.
Кстати, поэтому белорусский лидер так «болеет» за все косяки Дональда (коих в последнее время становится все больше): он же видит, как можно и как нужно, — так гроссмейстер видит верный ход на доске и переживает за ошибки мастера.
Не буду пересказывать здесь все те важнейшие тезисы, которые Александр Лукашенко настойчиво пытался передать западному — и в первую очередь американскому — политическому руководству через молодого Шустера, вы о них, полагаю, уже достаточно читали на разных ресурсах. А мы с вами давайте сопоставим тайминги: вот Трамп объявляет об ультимативных сроках, примерно в то же время к Лукашенко узнать про Путина и Россию приезжает человек из Time. Его материал немедленно оказывается на столе у аналитиков и спецслужб (а вы как думали?). Затем президент США посылает в Кремль своего спецпредставителя, снабженного всеми этими знаниями. И только когда обнародован факт будущей встречи лидеров России и США (6 августа), журналу Time позволяется напечатать (8 августа) материал Шустера по итогам интервью с Лукашенко.
Кажется, Беларусь опять, как и в обменах пленными, сыграла неброскую, но важную роль. Что, кстати, не может отрицать даже журнал Time, хотя ему и очень этого хотелось бы.
🔴Гоп‑стоп как творческий метод
Касаемо материала, который написал для своего журнала официальный биограф Зеленского Сэмэн Шустер... не в коня был корм, я вам так скажу. Разведке и аналитикам все зашло и пригодилось, а самому журналисту... ниасилил.
Уж Батька ему и одним способом пытался разъяснить основы, базу мировой политики, и другим, и на примерах, и простыми словами... но Сэмэн как придумал свою статью заранее, а интервью использовал только для подтверждения своих (неверных и ложных) заготовок, так перестроиться и не смог.
Судите сами: «В Европе Лукашенко принадлежит сомнительная честь держаться у власти дольше, чем любому другому действующему лидеру» — почему же сомнительная? Белорусский народ так решил!
«Сообщник Владимира Путина в самом страшном акте агрессии, который континент видел за последние 80 лет» — а бомбардировки Югославии? А другие континенты, отчего ограничиваться одним — с Вьетнамом и Гренадой, с Ливией и Панамой, с Афганистаном и Ираком? С Хиросимой и Нагасаки, в конце концов?
«Выполнив свою функцию посредника, Лукашенко, похоже, готов уйти в сторону» — вообще ничего молодой не понял. И одно принципиально неверно, и другое.
«Долгий путь через хорошо охраняемую границу Литвы в Беларусь» — это литовская‑то граница хорошо охраняема? С тем потоком мигрантов, которых сами литовцы (плюс поляки, латыши, эстонцы и украинцы) за большие деньги везут в Германию?
«Нам нужно вернуть ядерное оружие в Беларусь, вспомнил Лукашенко. Путин подчинился» — ну, тут комментировать только портить.
«История с закулисным каналом через Беларусь могла бы стать преамбулой к капитуляции Украины» — вот что биографа главного слуги народа волнует больше всего!
Только эти некоторые (избранные) ляпы уже говорят о слабом понимании автором материала того предмета, о котором он пишет: мировой политики высшего уровня. И политиков высочайшего класса. Зато есть апломб, нахрапистость и уверенное выдирание цитат в тот контекст, который нужен ему для другого (заказанного и оплаченного) нарратива.
Этакий журналистский гоп‑стоп — на безопасном расстоянии от уже не могущего возразить источника. Несерьезные оказались люди в журнале Time, а разговоров‑то было...
🔴Кривые западные зеркала
К сожалению, в очередной раз зрители белорусского телевидения и читатели западной прессы увидят совершенно разные, если сумеют сравнить, материалы. Как объективное зеркало — и его кривое отражение, да еще и в разбитых осколках.
Больше того: в материале Шустера, опубликованном журналом Time, видна попытка искусственно натянуть фрагменты из интервью на тот каркас, который Сэмэн подготовил заранее.
Он не любит Трампа — и поэтому вся мирная политика американского президента, включая налаживание отношений с Беларусью, есть «рискованный гамбит». Он не любит советское — и потому Дзержинский (первый, кто предметно занялся беспризорными детьми) для него — «социопат». Зато американцы у него «заботятся о защите украинских жизней и территории», на деле ведя против России прокси‑войну украинцами и Украиной.
Наконец, Саймон Шустер (как, видимо, и любой демократ, но он к тому же у демократов на окладе) не хочет окончания войны!
Уже за некоторое время до конца интервью стало заметно, что интерес к разговору потерял... не Александр Лукашенко, а его визави. Случилось это в тот момент, когда Батька стал рассказывать журналисту про реальный план мирного урегулирования — поэтапно, подробно, с действующими лицами и решаемыми пошагово задачами.
А Сэмэну было уже все равно: цитат он набрал достаточно, материалы добыл, а что до мира — так ему за то не заплатят. И Сэмэн стал... чутка заскучамши, как говорят в Одессе. Вот только зрители это увидели.
🔴Правда себя кажет
Еще немного о «творческом методе» человека, явно мечтающего о лаврах Хемингуэя XXI века. Не о полной жизни от начала до конца, а именно только о лаврах.
Цитаты я вам уже приводил — но это еще не самый предел. При подготовке интервью он поговорил о визитах в Минск с американскими дипломатами Джоном Коулом, Кристофером Смитом, Китом Келлогом — и стал в статье понемногу выдавать их воспоминания за свои впечатления и «аналитические» выводы.
Хорошо еще, не стал ссылаться на «свои анонимные источники», ведь это вообще фирменный стиль Саймона Шустера. Когда то, что он пишет, не проверишь, спросить не у кого — и приходится принимать его «аналитику» на веру. Сначала редактуре, а потом и читателям с издателями.
На это неоднократно обращали внимание и на Западе, и в Москве, и даже в Киеве. Но «пипл хавает» — и материалы Шустера с его «анонимными источниками» воспринимаются неготовыми задумываться западными читателями как то, что им надо (и достаточно) знать — о явлении. О стране. О мире. Будто это и есть исчерпывающая правда, серьезный подход к тексту.
А это совсем не так. Кстати, нет в статье ни слова и о самом, пожалуй, важном, что несколько раз за время беседы пытался донести до Запада Александр Лукашенко через очередного так себе журналиста.
Не страшно. Интервью уже разобрали на цитаты — и у нас, и в России, и в Европе, и на Западе. Голос Президента Беларуси пробьет любую ватную стену, так устроен современный информационный мир. Но вместо Сэмэна Шустера я еще раз повторю то самое важное, что должен услышать Запад:
— Вы никогда не будете победителями против России и Беларуси, никогда.
Добавлю только, что так считает не только наш Президент. Так думает каждый гражданин республики-партизанки, страны‑основателя Организации Объединенных Наций на правах победительницы нацизма в Европе и мире. Это знает каждый белорус.
Это должны знать и остальные. Вот в чем сверхзадача таких интервью, так думаю.
Колонка Андрея Муковозчика
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев