А такой ли отсталой была советская система? Парадоксально, но сегодня некоторые акценты и процессы, реализованные частично или полностью в коммунистическом лагере, рыночные страны преподносят как невиданные инновации. Например, попытка перейти на разумное и достаточное потребление, при этом придерживаясь принципа коллективного пользования некоторыми товарами длительного пользования. Та же шеринговая экономика — аренда вместо приобретения — в определенной степени очень близка советской социально-экономической идеологии. Разница только в форме собственности. В СССР общественный сектор финансировало государство, в капиталистических странах шеринг — одна из форм бизнеса. Но в основе этих явлений лежит один и тот же принцип.
🔹Пользование без владения
Советская экономика не являлась идеальной. Но она и не являлась настолько неэффективной, как ее иной раз пытаются преподнести. Было много эксцессов исполнения, особенно в позднюю эпоху в конце 1980‑х, но некоторые идеи были достаточно интересные. И, можно сказать, даже современные. В частности, концепция коллективного пользования. Она базировалась на двух фундаментальных опорах: идеологической и экономической. Социалистическая идеология предполагала минимизацию частной собственности. А если говорить шире, то ее полное искоренение. Частной собственности в прямом понимании этого слова в Союзе и не существовало. Фактически советские люди владели только личными вещами, самой дорогой из которых мог быть автомобиль. Остальные активы находились либо в государственной, либо в коллективной собственности: заводы, пароходы, торговые точки, объекты социальной инфраструктуры, а также вся земля и недвижимость. Квартиры и дачные участки граждане получали во временную или пожизненную собственность.
Чем такой подход для потребителя принципиально отличается от современной шеринговой модели? Советский человек тоже де-факто брал в аренду квартиру. Только не у коммерческой организации, а у государства. И его именовали не арендатором, а ответственным квартиросъемщиком. Правда, выбор был очень узким. А точнее — практически отсутствовал. Позитивным моментом стали очень доступные тарифы на пользование собственностью. Но это — подробности и нюансы. По сути же — классический шеринг в современной терминологии.
Вторая основа советской системы потребления была экономической. Социалистическое государство все 70 лет своего существования находилось в перманентном дефиците ресурсов. Каток в годы Первой мировой, а в еще большей степени — Гражданской войны разрушил экономику. Да и человеческие жертвы огромны. Потом была трагедия Второй мировой войны с ее невообразимыми потерями. Немало ресурсов отнимала и последующая холодная война. Поэтому жизнь и простого человека, и государства в целом всегда развивалась по парадигме экономии. Она была либо мощной, либо тотальной. Ввиду чего и использовали подходы повышения качества жизни граждан с минимальным расходованием ресурсов через развитие общественного сектора. Тесные хрущевки с крохотными кухнями, небольшими комнатками на самом деле не строились для жизни. В этих квартирах люди должны были только ночевать и пить чай. Предполагалось, что основное время граждане будут проводить в общественном секторе: питаться в столовых или кафе, заниматься физкультурой в спортзале, творчеством — в Домах культуры, читать в библиотеках… А к 1980 году Никита Сергеевич Хрущев планировал построить коммунизм. Поэтому стиль жизни вообще должен был измениться. Другой вопрос, что общество всеобщего благоденствия оказалось недостижимой мечтой. Тем не менее систему потребления, которую сегодня принято называть разумной, в СССР создали. В какой-то степени не от хорошей жизни. И все же экономия ресурсов происходила. Хотя и предпосылки для этого были совершенно другие, нежели сегодня у системы разумного потребления.
🔹Назад в прошлое
Экологические ресурсы не бесконечны. Некогда принятая за эталон экономика потребления западного формата уже не является дееспособной. Совершенно очевидно: растущий спрос на товары и их производство достигли тех масштабов, которые экологические ресурсы планеты попросту не выдерживают. Изменения окружающей среды уже угрожают и здоровью, и даже жизни людей. Вместе с тем существующая экономическая модель рыночного капитализма не совсем соответствует духу времени по эффективности использования ресурсов. Конкуренция вроде бы прекрасное явление, но слишком много товаров остается непроданными на складах. Частично их пристраивают в более бедные государства по бросовым ценам, однако немало продукции утилизируется. А говоря проще, отправляется на свалку. У потребителей также выработался рефлекс безалаберных покупок. Около четверти продуктов питания европейцы выбрасывали. По крайней мере, так было в более сытые времена до пандемии. Продовольственная инфляция заставила даже жителей состоятельных государств задуматься и об экономии, и о разумности своих покупок.
Теория разумного потребления становится модной. Ей пока мало следуют, но о ней много говорят. Тем не менее экономические сложности в ряде регионов мира способствуют пересмотру мировоззрения. Кстати, тот же шеринг в богатых странах развивается не только в силу трансформации жизненных приоритетов молодежи. Ввиду разных причин и обстоятельств во многих государствах капиталистического мира новое поколение оказалось финансово одним из самых незащищенных. И при вполне удовлетворительных показателях безработицы в целом среди молодежи в той же Европе она очень даже высокая: в некоторых регионах может запросто достигать 20 — 30 процентов. В какой-то степени шеринговая система — ответ не только (и даже не столько) на экологический вызов, сколько на экономический. Европейские и американские исследования свидетельствуют: люди молодого и среднего возраста с точки зрения владения той же недвижимостью и другими активами намного беднее своих родителей. Почему так произошло — отдельный разговор. Но факт остается фактом: значительная часть граждан не может себе позволить приобрести в собственность ни квартиру, ни машину, ни загородный домик. Аренда (говоря другой терминологией — коллективное потребление) оказалась выгодна с точки зрения экономической эффективности. Не движется ли капиталистический мир в своей модели потребления к социалистическим принципам?
Владимир ВОЛЧКОВ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1