Литовская репрессивная машина моментом включилась, едва нога бывшего кандидата в президенты Литвы профессора Эдуардаса Вайткуса ступила на белорусскую землю. Вильнюсские временщики застонали о проверке и уголовном наказании для человека. Ожидаемо. Их МИД тут же настоятельно порекомендовал находящимся в Беларуси литовцам «немедленно ее покинуть», пригрозив, что Вайткус далеко не последняя жертва Вильнюса. Да, разговаривая со мной, политик рисковал — и пошел на этот риск осознанно. Потому что любит свою страну и свой народ.
🔻«Вы — агрессоры». Да? Будем знать
❓— Первым делом разрешите пожать вашу мужественную руку. Вы здесь. Не каждый гражданин ЕС решится пересечь границу.
— Границу страны, которая у нас обозначена черным цветом. То есть к вам ехать нельзя, а те, кто уже в Беларуси, должны срочно возвращаться обратно.
❓— А почему?
— Наверное, «хотите напасть на Литву», «начать войну». Беларусь, Россия, говорят нам, являются агрессорами и хотят, наверное, и весь мир уничтожить. Так, вероятно, думают в литовском министерстве иностранных дел. В Вильнюсе есть даже указатель на Минск, на котором рядом на английском языке написано «оккупирован Кремлем». Так я довожу до вашего сведения, что вы оккупированы Кремлем.
❓— Ну, будем знать. Скажите, как вас семья отпустила?
— Жена и дети были против поездки… Запреты связаны не с вами, а с нами. С литовскими властями, которых раздражает и сильно неприятна моя позиция о том, как должна выглядеть Литва, о том, что она должна перестать участвовать в американской прокси‑войне в Украине. Властям не нравится «чувак», который задумал сказать правду. Но это правда, дважды два — четыре, а не пять и не шесть. И основное положение моей программы по внешней политике было о том, что можно достичь мира и без войны с Россией. Ведь стремление к войне означает гибель литовских людей и государственности. Я против такого направления.
Дипломатия для того и существует, чтобы не было войны. В моей программе как раз и говорилось о мире и равных правах для всех европейских стран, включая Беларусь и Россию. Из‑за таких рассуждений меня называли кремлевским агентом. Сказали, что мой шарф, который сделан в Англии, «маскирует» русский флаг. Оппозиционеры говорили, что за мои мысли меня нужно судить как преступника.
❓— Сейчас мы с вами в музее Великой Отечественной войны. Помнят ли литовцы о настоящих героях?
— Я не опираюсь на какие‑то статистические данные (поскольку их нет), я опираюсь на свое ощущение. Думаю, что большинство людей не помнит. И вот после экскурсии в минском музее мне грустно. Тогда ведь ужас что творилось. И это действительно у нас забывают, к войне относятся как к чему‑то совершенно обычному. За годы этот страх из сознания своего, детей убирают, а значит, повторение возможно.
Когда ты знаешь, как жестоко было, ты обязан ценить мир. Не призывать уничтожать других, не распространять мысли вроде этой, цитирую: «Русский дух должен быть уничтожен». Не признавать на уровне парламента страну террористическим государством, не называть страной людоедов и не призывать к войне. Однако такие заявления звучат от действующих и бывших политиков. На кафе у нас можно встретить вывеску, мол, русские не обслуживаются.
До чего мы дошли! Как нас одурачили, как искажают действительность. Мы живем в мире кривых зеркал. У нас уже 9 Мая — это не праздник. Четыре года назад я написал вашему Президенту, что моя задача — чтобы Литва не стала террористическим государством.
На президентских выборах в прошлом году мое видение развития страны сразу поддержали более 100 тысяч человек. Потом наши власти сказали, что еще до 500 тысяч граждан могут меня понять. Часть же населения живет в параллельном пространстве. Может быть, впоследствии, если бы в литовском информационном поле прекратили работать иностранные агенты, ситуация бы улучшилась. Но пока как есть.
❓— Лично для меня итоги выборов в Литве в 2024 году были ожидаемы.
— Я сделал что мог. Озвучил для большой аудитории то, о чем запрещено даже думать. Поэтому моя задача выполнена, это не проигрыш. Мы утверждали и утверждаем, что в Литве нет легитимно выбранного президента. Выборы сфальсифицированы, хотя они признаны и по международной оценке демократичности им дано 10 баллов из 10. Только я имею другой взгляд на процесс этой демократии и могу его обосновать, предоставить данные о нарушениях. Никто не захотел этого слушать.
В вашу страну меня пригласила партия «Белая Русь». Я приехал сказать, что в Литве есть люди, думающие в том же направлении, что и я. А не о том, что на нас хотят напасть «вражеские страны». Несколько лет назад на телевидении прямым текстом говорили, что со стороны Беларуси готовится военный поход на Литву.
❓— А зачем — не объясняют?
— Зачем объяснять? Это не нужно. Ну, мол, просто хотят, потому что плохие. И этого достаточно. А если стараться логически мыслить, то скоро выяснится, что дважды два — четыре. Ну а когда ты, будучи только пролитовским политическим деятелем, начинаешь объяснять, тебя тут же объявляют кремлевской пропагандой, с которой нужно что‑то делать. Однако первая строка моего лозунга: «Литва не продается». Это их возмущает. А я говорю: «Так вы уже продали кому‑то и сейчас очень нервничаете, что я говорю «не продается».
И второе, почему я здесь: единомышленники в Европе должны объединяться. Беларусь тоже Европа, как и Литва. В Венгрии, Словакии, Германии есть здоровые политические движения, и мы должны объединиться, чтобы не начать огнем, войной уничтожать нашу общую Европу. Можно жить дружно.
В ответ на заявления литовских деятелей о том, что вы нас «хотите оккупировать», я объясняю: сейчас не нужно захватывать территории, оккупируют через экономику. Но проблема в том, что литовцы эмоционально настроены, им 30 лет повторяли одно и то же, рассказывали, как они должны думать, их зомбировали, что русские — это враги. Уже и в школьных учебниках об этом пишут, про ту же ситуацию в Украине, и дети должны это выучить. К примеру, там сказано, что если бы не Украина, то Путин уже напал бы на нас. До какой степени промывают мозги! Поэтому я не могу жаловаться на литовских людей, им 30 лет пудрили головы. Другие граждане просто боятся.
❓— Или сидят в тюрьме.
— Да, как Альгирдас Палецкис, за свои высказывания. Я был с ним на нескольких митингах. И я не его защищал, а себя, потому что если так поступают с ним, то могут поступить и с любым гражданином Литвы.
🔻Литва уже живет за счет детей и внуков
❓— Мне кажется, Литва уже живет за счет будущих поколений…
— Об этом тоже говорю. И сейчас еще больше осложняем ситуацию, одолжаем деньги. Мы действительно идем по курсу уничтожения и жителей, и государственности.
❓— У вас валюта — евро…
— Евро. Поэтому в моей программе и был пункт о возвращении финансовой независимости. Еще Маргарет Тэтчер в те времена писала письмо литовскому Сейму и призывала хорошо подумать, нужен ли нам евро, так как после этого мало чего останется от независимости. Но мы приняли евро, и сейчас министр финансов говорит об одолжении многочисленных миллиардов. Значит, мы живем за счет своих детей и правнуков. И им петля на шее натягивается. Но люди этого не хотят понять.
❓— Вы как‑то сказали, что Литва должна быть нейтральным государством, а литовцы — хозяевами своей страны. Но как это сделать?
— Потому я и выдвинулся в президенты, чтобы сказать об этом громко. Нужно создать новую политическую силу. Те персоны, которые были эти 30 лет, они же все одинаковые, только фамилии и костюмы разные. Выполняют системно ту же самую работу. Я был первым несистемным кандидатом, который выдвинул другое мнение, и после этого нужно было остаться в живых…
Должно быть продолжение, новая политическая сила. Я говорил на митингах, что тот же Габриэлюс Ландсбергис может стать рядом и сказать, что он поддерживает мнение о том, что Литва должна быть свободной, независимой, что мы не вступали в ЕС, мы туда были введены властями, наша Конституция не была соблюдена. Нужно спрашивать мнения людей. В Конституции записано, что основные положения должны быть одобрены путем референдума. А властям лучше так: мы за вас подумаем, а вы сидите тихо, и тогда у вас ответственности нет. И власти радуются: «Через 50 лет Литвы не станет, как это прекрасно». А я говорю: «Нет».
❓— Сейчас выборы в Польше. Пофантазирую. Есть ли надежда, что если поляки пойдут правильным путем, то к ним подтянутся и прибалты?
— Я так не думаю. Нет, мы бы лаяли в том же самом направлении. Я думаю, что литовские власти до последнего будут слушать глобалистов, пока не настанет окончательное поражение их идеи. И вот тогда выяснится, что они тут всей душой были в том числе за нормальное добрососедское сотрудничество. Но можно ли им снова верить, этим волкам в овечьей шкуре? Это вопрос нашим соседям и литовским гражданам. Я бы ответил сразу: не могу верить. Зато я знаю, как я поступлю. Я не предам себя. А если не предам себя, то не предам и других.
🔻Общая безопасность и «индивидуальный подход» к свободе слова
❓— Как у вас там со свободой слова?
— Расскажу лишь про один случай, и вы поймете. Во время выборов литовский телеканал записывал выступления кандидатов и выдавал в эфир. Так вот, в тот же вечер мое первое выступление удалили из эфира. Я написал жалобу в ЦИК. И они обосновали решение тем, что слишком много было отзывов на мое выступление и что корректировать комментарии людей не смогли. Поэтому, мол, и приняли решение мое выступление снять, единственного из всех кандидатов. Отменили и два оставшихся моих эфира. ЦИК сказал, что это правильно. Если коротко о свободе слова и равноправных выборах в Литве.
❓— Удобно.
— Наш ЦИК «индивидуально» подходит к решению вопросов. Например, если кто‑то во время президентских выборов вывесит мой плакат и я об этом не знаю, то я буду наказан за это. Но если так с другим кандидатом, то он может быть не наказан, так как «каждая ситуация индивидуальна». Жираф большой, ему можно трактовать законы на свой лад.
❓— Вы ранее говорили, что безопасность Литвы не может быть гарантирована военной силой и количеством потраченных на армию денег.
— Да, элементарно. Я сказал это в противовес заявлениям о «нападении русских», Россия у них ну просто должна, обязана напасть, даже если не хочет.
❓— А вопрос «Зачем напасть?» все так же неактуален?
— Да, такой вопрос неуместен. На дебатах у всех кандидатов спросили: мол, что вы как президент будете делать, когда русские нападут? Я спрашиваю: «А почему они должны напасть?» Мне: «Нет, вы объясните, каковы ваши действия при нападении на прибалтийские страны». Я тогда задал такой вопрос: «А что мы будем делать, если Польша захочет, чтобы ее границы доходили до Латвии?» Год назад она уже потребовала от Германии 1300 миллиардов евро за ущерб от Второй мировой? Кстати, лет 5 или 8 назад сумма была почти вдвое меньше… Польша покупает танки, планирует стать основной военной силой в Европе.
В нашей истории были, скажем так, прецеденты. И ее нужно знать. Сейчас мы видим, что как факт преподносятся гипотезы нездорового смысла. Представляете, какую кривую реальность мы создаем? Я говорю о Литве.
❓— Это преступление, которое, если говорить о последствиях, страшнее терроризма. Ведь у людей из‑под ног выбивают базу, основу.
— Да. В том числе и поэтому я говорил, что наша власть давно нас предала и продала. И мы или сопротивляемся, или… Шанс для обретения Литвой независимости еще есть. Я понимаю, что без Литвы, своих корней я, мы — ничто, пылинки. Только наша страна придает смысл нашему существованию. И именно мы должны о ней заботиться, а не ждать, пока кто‑то придет и сделает за нас Литву хорошим местом для жизни.
❓— Вы как‑то сказали, что безопасность Литвы напрямую связана с ее внешней политикой — не вмешиваться во внутренние дела других государств, не создавать военную угрозу соседям. И что Литва не может быть в безопасности, если ее соседи не чувствуют себя в безопасности. Она должна быть одинаковой для всех.
— Конечно, должно быть равноправие. Мы не можем вам указывать, как жить в своей стране. Однако наша власть не хочет этого. Но если бы оно было, не было бы и этой братоубийственной войны в Украине... Даже в этой ситуации я вижу возможность победы украинского народа. Она будет тогда, когда пройдет суд над преступниками, которые посылают украинских людей на смерть, разрушили свою экономику ради глобалистских интересов. Я людям Литвы об этом говорю.
❓— Еще два слова про нашу «агрессию». Президент Беларуси всегда говорит о мире, о сотрудничестве стран, мы рады гостям, предложили безвиз. И даже несмотря на недружественные жесты, в том числе со стороны Литвы, мы все еще говорим о мире и предлагаем нормализацию отношений. У соседей же воинственная риторика, тотальная милитаризация, в ближайших планах — минирование нашего приграничья…
— Они делают все по программе, по глобалистской, как я понимаю. Это целенаправленно. Я во время выборов тоже спрашивал риторически, конечно: в литовской Конституции написано, что в Литве не может быть оружия массового уничтожения. Года три‑четыре назад было выступление немецкого министра обороны, или, правильнее сказать, министра войны. На вопрос журналиста: «Как вы оцениваете ситуацию, если в воздушном пространстве прибалтийских стран будет оружие массового поражения, атомное оружие?» — она ответила, что оценила бы это как предупреждение русским. Я тогда спрашивал, где реакция литовских властей на то, что НАТО рассматривает возможность появления над литовской территорией оружия массового поражения?
Я позже к президенту обращался, когда американский самолет пролетел через Эстонию, Латвию, долетел до Каунаса, затем до Клайпеды и улетел из Литвы. Я специально посмотрел, сколько и каких атомных бомб этот самолет может нести. И спрашивал у президента: «Как вы убедились, что там не было атомного оружия», «как обосновали» и так далее. Конечно, ответа не получил.
Безумству нет границ. Только мы, жители Литвы, можем поставить точку на этом безумстве. Мы должны это сделать. Я для себя эту обязанность, долг понимаю. Поэтому вот так и действую и ищу единомышленников по всей Европе. Мы должны объединяться.
🔻В ТЕМУ
После визита Эдуардаса Вайткуса в Беларусь литовская полиция по требованию прокуратуры и прочих причастных начала расследование «по факту оказания помощи другому государству в совершении действий, направленных против Литвы».
Не понравилось, что человек сказал очевидное. К примеру, что Литва идет по пути уничтожения литовцев и государственности. Отдельные «политики» и «чиновники» побежали стучать в литовскую службу госбезопасности. Или, наоборот, ДГБ поручил постучать…
Людмила ГЛАДКАЯ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 20