В минской средней школе № 64 два месяца назад был открыт спортивный военно-патриотический клуб «Сириус». А еще – первый в стране специализированный кабинет для обучения управлению беспилотными летательными аппаратами, в котором занимаются уже 22 учащихся. Заглянули на занятие к ребятам и вместе прошли миссии по пилотированию дронов на симуляторе. Спойлер: прокачать скил оператора БПЛА не так просто, как кажется на первый взгляд.
🔸Вперед за трендами
Популярное направление с первых занятий увлекло школьников, поэтому специально оборудованный кабинет не пустует даже на каникулах. Недавно воспитанники клуба начали готовиться к соревнованиям по дрон-рейсингу. И все это не ради развлечения. 13-летний Павел Ковальчук о дронах, как и об их широком применении, теперь знает намного больше и в подтверждение перечисляет возможности:
– Это помощники практически во всех сферах жизнедеятельности: от логистики до сельского хозяйства. При регулировании дорожного движения квадрокоптеры мониторят ситуацию на дорогах, определяют пробки. Круто, что мы на примерах разбираем разные устройства.
Знакомство с историей авиации и возникновения дронов, их различиями и техническими особенностями, анализ и обработка данных аэро- и фотосъемки – это только малая часть возможностей, которые открылись перед школьниками благодаря взаимодействию школы с Министерством обороны, Белорусской государственной академией авиации и предприятием «Пеленг».
🔸Польза для всех
Помогают ребятам разобраться со всеми нюансами курсанты БГАА. Четверокурсник военного факультета Алексей Внукович по себе знает, как детское хобби может перерасти в будущую профессию – в юности он занимался авиамодельным спортом, всегда хотел летать и стать офицером:
– Нужно только правильно сориентировать молодежь. В моем случае так и произошло после дня открытых дверей в БГАА. Теперь воплощаю свою мечту и занимаюсь любимым делом.
Больше всего школьникам нравится, что курсанты обучают пилотированию БПЛА на простых примерах, с помощью опытов и экспериментов. И всегда привозят с собой парочку новых моделей беспилотников, в основном мультироторного типа. В таком формате детям легче воспринимать новую информацию.
Для курсантов опыт преподавания тоже плюс: многие специалисты-операторы после выпуска продолжают службу инструкторами в 927-м центре подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов. К слову, побывать там с экскурсией смогут и учащиеся. Поездка в одну из профильных воинских частей – давняя мечта, признается девятиклассница Юлия Дечко:
– Мы частые гости на военном факультете БГАА. Скоро будем пробовать запускать дроны в спортзале и на стадионе, поэтому не терпится полетать на беспилотниках более высокого класса, увидеть FPV-дроны, где пилот может погрузиться в состояние полета, не отрываясь от земли.
🔸Миссия выполнима
Стать асом БПЛА не так просто, как может показаться. Во время запуска настоящего, но маленького дрона, предназначенного для использования в помещении, Павел Ковальчук делится секретами:
– При старте, корректировке оборотов, наклонов, направления дрона главное – не торопиться. Вместе мы решаем задачи: рассчитываем силу ветра, определяем скорость, чтобы добраться из одной точки в другую, изучаем магнетизм, волны, аэродинамику. Делаем упор не только на физику, но и на географию, математику. Совершенствуем физподготовку, вникаем в азы картографии, тактической медицины, ориентирования на местности в экстремальных условиях. Уверен: даже для общего развития такие умения будут полезны.
Все эти навыки совершенствуются и во время прохождения «трасс» на компьютерах. Два тренажера-симулятора со штатными пультами для управления полетом виртуальных моделей и VR-очками – это не просто игра, а хороший способ закрепить и повысить скил. 14-летняя Арина Рогожкина, которая уже задумывается о поступлении на военный факультет БГАА, рада, что в школе появился специализированный класс.
– Мне такое занятие по душе, – рассказывает школьница. – Проходя миссию в игровом сюжете на компьютерном симуляторе, нужно быть готовым к любой задаче. Например, в этой программе наша цель – найти самолеты на военном аэродроме. Усложняют процесс помехи на мониторе, но они специально продуманы, чтобы вырабатывать навыки разведки. Вместе с глазомером тренируется и моторика рук. На джойстике они задействованы отдельно друг от друга, пару раз потренироваться – и дойдет до автоматизма.
Оператор не должен задумываться над управлением – только следить за обстановкой на экране, поэтому управлять можно как щипком, так и стиком, показывает Арина:
– Эта полоса препятствий уже посложнее, для сброса груза нужно учитывать скорость ветра, расстояние. Надеюсь, скоро смогу определять на глаз, а пока вычисляю математически. Но одно дело – летать в симуляторе, а другое – испытать на себе, где нужно быстро реагировать и принимать решения. Радует, что до поступления еще есть время повысить свой уровень подготовки.
Автор: Ирина ЛУКАШИК
Фото: Кирилл СТАСЬКО
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2