В течение нескольких часов после инаугурации Трамп подписал более сотни нормативных актов. Помимо принятия собственных указов, новый хозяин Овального кабинета одним махом отправил в мусорное ведро сразу 78 документов, одобренных предыдущей администрацией.
🔹Быстрый конец наследия Байдена
Первый прецедент — возвращение Кубы в список стран — спонсоров терроризма спустя всего пару дней после того, как Байден вычеркнул из него Гавану. Под широкий взмах сабли Трампа попал и резонансный указ о регулировании развития искусственного интеллекта с целью предотвращения злоупотреблений им, что является явным реверансом в сторону IT-гигантов, руководство которых присутствовало на инаугурации. Отправился в небытие вызвавший критику у республиканцев указ, которым Байден предписал федеральным агентствам повышать уровень регистрации избирателей. Оппоненты «ослов» углядели скрытый смысл и обвинили Белый дом в превышении полномочий.
Груда денонсированных документов короткой эпохи Байдена — символ фундаментальной проблемы США последних лет, а именно отсутствия политической преемственности. Такое состояние системы негативно сказывается как на внутреннем треке, так и на внешнем: можно договориться с действующим американским президентом, но кто даст гарантию, что преемник не швырнет документ в шредер?
🔹Политический блицкриг
Масштабная ревизия нормативных актов Байдена стала только частью насыщенного первого рабочего дня второй каденции Трампа. Еще больший интерес вызывают уже его собственные указы, а также речь на инаугурации, в которой 47‑й президент США обозначил основные векторы развития Соединенных Штатов до 2028 года.
Начнем, пожалуй, с уже анекдотичной ситуации: Вашингтон вновь выходит из Парижского соглашения по климату. Изначально обязательства взял на себя Обама, затем Трамп отказался их выполнять, после чего Байден опять ввел США в число подписантов. И вот теперь Америка снова громко хлопает дверью. Впрочем, в этот раз в паре с отказом от обязательств по сокращению вредных выбросов идет документ о выходе Штатов из ВОЗ, которая, по мнению нового старого лидера, тратит слишком много американских денег и дискредитировала себя во время пандемии COVID-19. В совокупности оба указа говорят о намерении Трампа если не разрушить, то как минимум глубоко реформировать глобалистскую систему, пересобрав ее на основе следования интересам США так, как их понимает сам Трамп.
Победа республиканца на выборах во многом стала возможна из-за усталости общества от безумной гендерной и расовой повестки, навязанной демократами. Экспрессивному «слону» удалось не только консолидировать белых консерваторов, но и привлечь на свою сторону множество афро- и латиноамериканцев. Своеобразной благодарностью за поддержку стали указ о признании только мужского и женского гендеров, предписание чиновникам свернуть программы инклюзивности и отмена приказа, позволявшего трансгендерам служить в армии. Противники нелегальной миграции получили в подарок целый букет актов вроде введения на границе с Мексикой чрезвычайного положения, позволяющего задействовать войска, и ограничения на получение гражданства по праву рождения, если мать ребенка находилась в США незаконно или временно. Кроме того, в рамках борьбы с наркотрафиком мексиканские картели признаны террористическими организациями, то есть у Трампа появляется не только возможность давить на Мехико в этом вопросе, но и использовать военную силу против наркобаронов.
Судя по количеству и разноплановости подписанных указов, Трамп учел ошибки прошлого срока и организовал «политический блицкриг», пока оппоненты-демократы не начали ставить палки в колеса.
🔹Миротворец или завоеватель?
На внешнем треке, пожалуй, самый важный указ касается приостановки помощи иностранным государствам на период 90 дней для оценки ее соответствия политическим целям новой администрации. На практике это пока не означает немедленного «стоп» поставок Украине, скорее Трамп демонстрирует одно из средств «принуждения к миру». Впрочем, эксперты, исходя из того, что в речи на инаугурации президент и словом не обмолвился о российско-украинском конфликте, лишь сообщив затем журналистам о намерении встретиться с Владимиром Путиным и якобы готовности Зеленского к «сделке», считают, что конкретный план выхода на переговоры еще не сформирован.
Речь Трампа, как и содержание его указов, говорит о том, что новый президент США намерен снести напрочь наследие Байдена, возложив на него вину за несовершенство штатовской политической системы, а параллельно попытаться вернуть ускользающую между пальцев мировую гегемонию.
И хотя слова о желании войти в историю миротворцем пробуждают надежду на то, что он не будет хотя бы начинать новые конфликты, риторика, например, в отношении Панамы (да и Китая заодно, который якобы взял под контроль канал), вызывает оправданные опасения, что привнесение «нового духа единства» в мир без эскалации не обойдется.
Антон ПОПОВ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6