БАТЭ — как много в этом слове... Звучная аббревиатура ласкает слух футбольных болельщиков. Команда БАТЭ из белорусского города Борисова побеждала таких грандов, как немецкая «Бавария», итальянская «Рома», испанский «Атлетик». Рекордные 15 раз была чемпионом Беларуси. А для белорусских и российских машиностроителей имя БАТЭ на фасаде предприятия — Борисовский завод автотракторного электрооборудования — означает высочайшее качество продукции и надежность партнеров.
На заводе практикуется многостаночное обслуживание — оператор обслуживает несколько станков.
Холдингу «БАТЭ», где побывали корреспонденты «СОЮЗа», удается держать руку на пульсе напряженного промышленного ритма в условиях санкционного давления. Нехватка иностранных компонентов для белорусских и российских автопроизводителей резко стимулировала спрос на отечественные комплектующие для машиностроительной отрасли Союзного государства. У компании появились новые задачи, с которыми борисовские производственники успешно справляются.
🔸Ставка на свое
Прежде чем зайти в цеха, знакомимся с географией сотрудничества. Помимо белорусских производителей автомобильной и тракторной техники, основные потребители продукции ОАО «БАТЭ» — управляющая компания холдинга «Автокомпоненты» — автосборочные предприятия России. Среди них КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ, УАЗ, вводит в курс дела замдиректора по промышленно-технической политике и развитию Василий Лавник:
— Это стратегические российские партнеры, с которыми разработаны и согласованы программы по долгосрочному перспективному сотрудничеству. Новый импульс нашей кооперации придали санкции. Часть автокомпонентов, которые поступали по импорту на автосборочные конвейеры Российской Федерации, сегодня осваиваем и поставляем мы. Причем работа по расширению номенклатуры таких продуктов ежегодно расширяется, а программы актуализируются, ведь модельный ряд техники постоянно растет.
Холдинг «Автокомпоненты» объединяет 11 промышленных предприятий. Каждое специализируется на выпуске определенной группы комплектующих.
«БАТЭ» делает стартеры и генераторы, «Автогидроусилитель» — механизмы рулевого управления (к слову, это единственный производитель подобной продукции на постсоветском пространстве!), «Белкард» — карданные валы, «ЭКРАН» — электронику и антиблокировочные системы тормозов. Каждый из этих компонентов одинаково важен, ведь без любого из них машина не поедет и даже не заведется.
После распада СССР предприятия холдинга пошли по пути сохранения наработанных компетенций и технической школы, говорит Василий Лавник:
— Мы сохранили независимость от иностранных поставщиков, поэтому смогли быстро адаптироваться к работе в условиях санкций, нарастить свое присутствие и на внутреннем, и на российском рынках. Сегодня по нашей специализации мы можем освоить абсолютно любое изделие по полному циклу — от конструкции до производства. Без аутсорсинга, без какой-либо сторонней помощи.
Для сохранения позиций на рынке производителей комплектующих коллектив организации, прежде всего ее инженерный корпус, конструкторы и технологи постоянно совершенствуют конструкции комплектующих, расширяют модельный ряд изделий. Предприятие уже освоило производство импортозамещающих стартеров и генераторов для сборочных конвейеров МАЗ, МТЗ, КАМАЗ и других компаний вместо ранее поставляемой немецкой, словенской и японской продукции.
Сейчас один из ключевых инвестиционных проектов реализуется на заводе «Руденск», который занимается проектированием и производством световых приборов для автомобильной и тракторной промышленности. Основным потребителем оборудования нового поколения на базе светодиодов станет российская группа «ГАЗ».
🔸Рабочий момент
Процесс запуска новой продукции в серию отлажен до мелочей. Прежде всего оговариваются с заказчиком требуемые технические характеристики автокомпонента, разрабатывается и согласовывается конструкция, затем изготавливаются опытные образцы и проходят их испытания. Следующий этап — опытно-промышленная партия. Если она не вызывает нареканий у потребителя, то начинается серийный выпуск.
Заходим в сборочный цех завода «БАТЭ». Внутри три конвейера. Два по сборке стартеров большой группы для МАЗа, КАМАЗа, УРАЛа, МТЗ и других тяжеловесов машиностроения, а один — для сборки стартеров поменьше, которые идут в основном на «газели» в РФ. Отсюда новенькие стартеры отправляют на испытания, где специальное оборудование проверяет каждый по более чем 20 параметрам. Годная продукция маркируется и отправляется заказчику.
Повышения эффективности нельзя добиться без постоянного обновления парка оборудования, приобретения автоматических линий, автоматов, полуавтоматов агрегатных и специальных станков, считает заместитель главного инженера — главный технолог Дмитрий Мицкевич:
— Реализуем инвестиционный проект по закупке около 50 единиц оборудования, половина уже приобретена. До конца года поставим еще около 15 единиц, а к концу 2024‑го планируем выйти на проектную мощность. Оборудование в основном из Китая, Тайваня и России. Это обрабатывающие центры с числовым программным управлением, фрезерное и токарное оборудование, сварочные машины, гальванические линии для покрытия деталей.
Замечаю, что на заводе практикуется многостаночное обслуживание — один оператор обслуживает сразу несколько станков. Переходим в литейный цех, где производят детали из алюминия и его сплавов методом литья под высоким давлением. Роботизированные комплексы самостоятельно осуществляют заливку металла и съемку заготовки. Смазка форм также происходит в автоматическом режиме. Дмитрий Мицкевич конкретизирует:
— Задача на ближайшую перспективу — максимально автоматизировать производство, чтобы снизить трудоемкость процесса.
Безусловно, западные санкции добавили сложностей нашим предприятиям. Но и открыли новые возможности. За последние несколько лет холдинг сумел значительно нарастить свое присутствие на российском рынке. За 2022 год экспорт продукции составил 147,6 млн долларов. Темпы роста — 138 процентов. Тенденция к росту показателей экспорта сохраняется и в этом году: за первый квартал 2023‑го он вырос еще почти на 50 процентов.
КСТАТИ
Сегодня в ОАО «БАТЭ» работают более тысячи человек. Производственные площади на двух промышленных площадках превышают 90 тысяч квадратных метров, количество технологического оборудования — более 3,5 тысячи единиц.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев