Существует ряд архивных документов, свидетельствующих о том, что деревня Иудино (ныне с. Бондарево Бейского района РХ) была основана на землях, уступленных крестьянам-переселенцам из Воронежской и Орловской губерний по решению крестьянского сельского общества дер. Табатской (Табат) и и схода казачьего населения форпоста Манокской — дер. Монок Минусинского уезда Енисейской губернии в 1830 году. Вновь образованное поселение было названо переселенцами «дер. Обетованной». В Красноярском краевом архиве в делах Енисейской казённой палаты также хранится дело за № 85 под заглавием «План земель уступленных по речке Сосе от ясачных татаровьев соединённых разнородных племён во владение бывших крестьян графа Кулешова-Безбородко для основания и заселения оными деревни Обетованной». Как известно, в те далекие годы в Российской империи православие являлось государственной религией. Вероятно по этой причине первые переселенцы по приезде на новое место жительства своё иудейское вероисповедание (в документах —ццц «веру жидовскую»-авт.) от волостного, уездного и губернского начальства скрыли. И в том числе, от православных жителей соседних Табата и Монока. Однако православное духовенство Красноярской духовной консистории и Минусинский уездный полицейский капитан-исправник всё-таки вскоре узнали об этом обстоятельстве. Они тут же донесли по инстанции вышестоящим государственным властям в лице енисейского губернатора о том, что «…обетованцы исповедуют веру иудейскую или состоят в пятидесятниках или в молоканской секте». Вот тогда и выяснилось, что многие иудинские крестьяне-переселенцы являлись «отпавшими» от православной веры сектантами — «молоканами» и «субботниками», получившими своё название от празднования и почитания ими субботы, а также являющимися приверженцами иудаизма, почитающими Тору и проповедующими иудаизм.
В госархиве Красноярского края также хранится подобное дело за № 167 «О приисканиях для заселения земли переселенцами», отпущенными на волю графом Кулешевым-Безбородко на речке Сосе с 12 января 1830 года. Дело открывается письмом губернского чиновника г-на Александра Кузьмина, в котором есть следующие данные: «Отпущенные на волю графом Кулешевым-Безбородко бывшие крепостные крестьяне мужского и женского пола (всего — 84 души мужского и женского полу) в поданном на моё имя прошении сообщают, что они проживают в местности между Монуцким казачьим караулом и дер. Табатом Шушенской волости Минусинского округа Енисейской губернии на речке Сосе, и желают на оном месте заселиться домами, о чём и просят у окружного начальства на предмет сей дозволения». В ответ на прошение новых переселенцев, Шушенский волостной голова г-н Шелестов, уже 12 февраля 1830 года, что по меркам тех лет довольно быстро, представил г-ну Александру Гавриловичу Кузьмину приговоры местных сельских обществ (решения сходов местных жителей-авт.) крестьян и казаков Табата и Манока о их согласии на уступку принадлежащих им земельных участков для основания на землях этих сельских обществ нового сельского поселения…
В начале 1848 года по указу Енисейской казённой палаты сюда же переехали на жительство крестьянин Ермил Кутуков с двумя его доверителями из числа молокан. Вслед за ними на эти земли переселяются переселенцы из Зеледеевской волости Красноярского округа, в числе 23 семейств: Аникины, Ивановы, Борисовы, Милюхины, Кончаковы, Жабины и другие. Как известно, в Сибири никогда не существовало крепостного права, поэтому все переселенцы входили в разряд т.н. «государственных или кабинетных крестьян» и подчинялись особому «министерству двора» — Кабинету Его Величества. Вскоре выяснилось, что и эти переселенцы являлись раскольниками одной из религиозных сект — «молокан». Когда об этом стало известно Енисейским губернским властям, то 25 августа 1849 года губернатор лично предписывает Минусинскому земскому суду провести судебное следствие и в кратчайшие временные сроки, донести ему «…на каком основании селятся в деревне Обетованной Минусинского округа крестьяне-переселенцы — члены молоканской секты, и не самостоятельно ли зашли они в Сибирь и не самовольно ли поселились в этой деревне?..».
Началась служебная проверка. Она выявила, что новые переселенцы своими действиями ввели в заблуждение как волостную и уездную, так и губернскую власть. Когда это вскрылось, то тут же последовал указ Енисейского губернского правления от 24 ноября 1851 года за № 304 о переименовании деревни Обетованная в деревню Иудину. Вот что по этому поводу позднее написал краевед Е.И. Владимиров, хорошо изучивший эту тему: «Енисейский губернатор, получив от смотрителя казённых поселений в Минусинском округе князя Голенищева-Кутузова, новое донесение о возникновении новой деревни под названием «Обетованная», увидел в этом кощунство и поругание святой православной веры. И поскольку в числе «отпавших от православия» там были лица, ранее перешедшие в иудейское вероисповедование, то он распорядился впредь эту деревню именовать «Иудиной». Так новое поселение стало носить официальное название «Иудино», а неофициальное: «Молоканы», «Жиды», «Юдина». Например, сагайцы из окрестных улусов, расположенных неподалеку от неё — Красного Ключа, Киндирлы, Кара-Марчи, Маткечика и Усть-Соса между собой называли эту деревню «Молоканча».
Что касается самого знаменитого её жителя, то оный Тимофей Михайлович Бондарев родился 03.04.1820 г. в имении помещика Чернозубова Нижне - Чирского округа Области Войска Донского. Научившись читать, он прослыл опасным вольнодумцем, т.к. рано познакомился с трудами таких революционных писателей и поэтов как Радищев, Белинский и Герцен... Пропитавшись в юности бунтарским духом, и сам он стал высказывать в своём окружении вслух различные крамольные мысли о «проклятом царизме». Как писал в одной из своих работ исследователь жизни Бондарева к.и.н. Ю.К. Махно: «…вероятно именно за эти качества, когда подошло время, помещик Чернозубов и отдал Тимофея Бондарева в солдатскую службу сроком на 25 лет, чтобы избавиться от опасного вольнодумца в своём имении. Уже находясь на военной службе, Тимофей Бондарев продолжал подобные вольнолюбивые рассуждения и высказывания среди своих сослуживцев по пехотному полку, в составе которого он участвовал в долгой Кавказской войне с горцами. Тотчас об этом стало известно его воинскому начальству. Солдат тут же был взят под наблюдение. Вновь началась проверка, которая привела к тому, что материалы на Бондарева отдали для рассмотрения в военный суд, и как опасного государственного преступника приговорили к пожизненной ссылке в Сибирь. Вместе со своей семьей в 1867 году он поселился в деревне Иудиной Минусинского округа (уезда), населённой по преимуществу сектантами: иудеями, молоканами и субботниками».
Ссыльный государственный преступник Т.М. Бондарев, поселившись в Иудино, поменял не только вероисповедание, но и сменил имя и стал Давидом. Тем самым, вероятно так он склонил местных «ортодоксов» на свою сторону и заручился их поддержкой в дальнейшем. Используя новые связи, он сумел открыть «школу грамоты», а затем многие годы являлся бессменным учителем крестьянских детей из крестьянских семей. Одновременно Т.М. Бондарев развил на новом месте жительства большую общественную деятельность. Так, в период с 1867 по 1898 г.г. Тимофей Михайлович работал над своею рукописью, которая из его уст получила следующее название: «Торжество земледельца, или трудолюбие и тунеядство». Главная мысль в этом труде Т.М. Бондарева состоит в том, что сельский земледельческий труд хлебороба должен быть признан основным религиозным законом жизни. В нём автор материала доказывал, что «всякий человек, живущий на земле, должен понимать пользу и обязательность крестьянского физического труда, и в осознании этой обязательности и уважении к труду крестьянина-землепашца нужно воспитывать всех людей на земле». В принципе, с этим жизненным постулатом Тимофея Бондарева трудно не согласиться. Более 30 лет из всей своей жизни ссыльный Бондарев прожил в дер. Иудино, где он был главным застрельщиком в другом важном деле — став основателем примитивной системы полива окрестных крестьянских наделов и огородов дармовой водой из неглубоких каналов (канав) из местной речки. Он же был одним из разработчиков, к сожалению так и неосуществленного до сих пор проекта, который предусматривал устойчивое орошение окрестных земель расположенных в зоне рискованного земледелия и переброски воды в засушливую степь из расположенного в 20-25 верстах от Иудино многоводного Абакана, при помощи создания здесь почти 20-верстного рукотворного канала. Тимофей Михайлович Бондарев также являлся первым организатором кооперативной (меновой) торговли в Иудино. С этой целью в этом населённом пункте периодически проводилась сельскохозяйственная ярмарка. Находясь долгие годы в сибирской ссылке, он вёл переписку с великим русским писателем Л.Н. Толстым, проживающим в своем имении в Ясной Поляне Тульской губернии. При содействии Л.Н. Толстого материалы, написанные рукой Бондарева, были изданы на личные средства писателя во Франции. Так он получил некоторую европейскую известность.
В предчувствии своей смерти Бондарев собственноручно выбил текст своего завещания, которое едва уместилось на трёх огромных каменных плитах. Тимофей (Давид) Михайлович Бондарев ушёл из жизни 3 ноября 1898 года в деревне Иудиной на 78-м году жизни. Место для своего последнего приюта он сам тщательно выбирал. Могилу также выкопал собственноручно, затем огородил могилу деревянной изгородью. На могиле поставил большие каменные плиты из песчаника, на котором три года зубилом и молотком выбил своё завещание потомкам, состоящее из пяти с половиной тысяч букв. К сожалению, изготовленные рукой Тимофея Бондарева плиты на его могиле простояли не долго. Дело в том, что в эти годы, состоявшийся в 1927 году очередной съезд ВКП (б) поставил задачу коллективизации всего сельского хозяйства в СССР, и перевода его на социалистический путь развития. К этому времени, с подачи высшего партийного руководства страны, все более-менее зажиточные крестьяне в советской деревне стали неизменно именоваться «кулаками». Кулачество в стране расценивалось как враждебная трудовому народу сила. Усилился налоговый гнёт и на всё остальное сельское население, а «кулакам», кроме того, повсеместно вменялось т.н. «твёрдое задание» по выплате дополнительных объёмов сельхозналога натуральными продуктами или же их денежным эквивалентом. За недоимки по налогам власть стала отбирать у должников-крестьян запасы зерна, домашний скот и сельхозинвентарь. С началом «коллективизации» — процессом образования коллективных аграрных хозяйств: ТОЗов — «товариществ по совместной обработке земли», «сельхозартелей» и «колхозов» по всей стране партийно-советский и колхозный актив стал повсеместно применять различные репрессивные меры против крестьян-единоличников, по тем или иным причинам не желающих добровольно вступать в колхозы. Именно на волне коллективизации в начале 30-х годов единственный сын Бондарева был репрессирован и выслан из села. Вскоре директор Иудинской школы тов. Померанцев по согласованию с сельсоветом приказал участникам строительства новой школы отправиться на старое сельское кладбище, и изъять там все старинные надгробные плиты на могилах. Решено было привести обломки разных могильных плит на конных повозках для строительства фундамента новой школы. Местные строители, выполняя приказ Померанцева, при помощи кувалды и лома сломали и вторую плиту завещания Бондарева, а её обломки использовали для строительства фундамента школы в 1932 году. На долгие годы имя Бондарева было предано почти полному забвению. К сожалению, это привело к тому, что точное место его захоронения утрачено и в настоящее время неизвестно…
Однако вскоре после окончания Великой Отечественной войны 1941-45 годов областные советские и партийные чиновники «по политическим мотивам» вновь вспомнили о личности казалось бы навсегда забытого Т.М. Бондарева. Так, в январе 1947 года в Абакане прошла научно-практическая конференция, организованная ХакНИИЯЛИ об изучении творчества личности просветителя Т.М. Бондарева. В ноябре 1948 году на заседании ученого совета этого научного института, посвященное 50-летию со дня смерти Т.М. Бондарева, заинтересованные в этом лица вновь поднимают вопрос о необходимости увековечивания памяти этого неординарного крестьянского мыслителя и писателя. В апреле 1953 года на заседании учёного совета ХакНИИЯЛИ, вновь обсуждается вопрос увековечения памяти Т.М. Бондарева в связи с 55-летием со дня его смерти. Местными хакасскими учеными вновь и вновь поднимается вопрос о переименовании села Иудино в село Бондарево. В резолюцию также было внесено предложение о переименовании одной из улиц города Абакана и присвоении ей имени Т.М. Бондарева. К сожалению, этот пункт так и не был исполнен.
15 апреля 1953 году известный хакасский писатель Н.Г Доможаков посылает письмо на имя секретаря Хакасского обкома КПСС тов. Н.П. Гудилина, в котором убедительно просит последнего «…внимательно изучить вопрос о переименовании села Иудино в село Бондарево». Он же кратко излагает на бумаге все известные ему заслуги Тимофея Бондарева. В частности, в своём письме он пишет следующие строки: «3 ноября 1898 года в деревне Иудиной, на 78-м году жизни, сошёл в могилу обыкновенный рядовой труженик-хлебороб, выдающийся писатель Тимофей Михайлович Бондарев. Крестьянин-самоучка, страстный ненавистник кулаков и помещиков. Т.М. Бондарев испытал на себе все дикие ужасы царизма. Жизнь его была, как и многих бедных крестьян, многострадальной и великого оплакивания достойной».
Через пять лет после письма Н.Г. Доможакова, жители села Иудино по случаю 60-летия со дня кончины Т.М. Бондарева, 19 февраля 1958 года на общем сходе граждан села Иудино Аскизского района, общим числом 1483 человека, также обратились с ходатайством в исполком Аскизского райсовета Хакасской авт. области и вышестоящие организации о переименовании села Иудино в село Бондарево.
Депутаты Иудинского сельсовета на своей сессии, прошедшей 2 июня 1958 года, единогласно поддержали данное ходатайство своих избирателей. Аскизский райисполком ХАО 27 июня 1958 года удовлетворил просьбу жителей села Иудино в решении этого вопроса. Причем, одним из главных доводов было то, что наименование села явл. неблагозвучным и оскорбляющим советских жителей. Поэтому 14 июля 1958 года решением Хакасского облисполкома село Иудино переименовано в село Бондарево. Своим решением № 586 от 13 сентября 1958 года Красноярский крайисполком также переименовал по просьбе жителей село Иудино в село Бондарево. Это название оно носит и поныне.
Сергей БАЙКАЛОВ
Комментарии 19