Родился Александр 6 августа 1960 года в селе Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области. С детства мечтал о небе, но в летное училище его не взяли из-за… родимого пятнышка в глазу. Жизненный путь привел его в военно-политическое училище, ныне НВВКУ, куда Александр и поступил в 1977 году. В зачетной ведомости, которую он получил, выпускаясь из училища, одна-единственная «четверка» – по истории КПСС. С 1981 года проходил службу в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в должности заместителя командира мотострелковой роты по политчасти.
21 апреля 1982 года Демаков пошел с группой бойцов в рейд «чистить зеленку». Замполиту роты пришлось заменить заболевшего командира взвода. На войне, как на войне. Самые правильные слова здесь требуют доказательств. Делом. Часто — подвигом! Так Демаков оказался у кишлака Рудод, разрушенного душманами за сочувствие его жителей революционному правительству. Агитировать тут было некого. Эта банда беспощадно вырезала семьи афганских активистов, жгла школы, отстреливала из снайперских винтовок наших солдат. Преследование бандитов было стремительным, и, в результате, группа Демакова попала в засаду. Бой завязался тяжелый. Полтора десятка наших бойцов оказались в окружении нескольких десятков «духов», вооруженных очень хорошо. Используя численное превосходство, душманы несколько раз попытались атаковать, но под огнем наших бойцов отступали. Саша знал, что помощь идет, но сумеет ли его группа продержаться до подхода своих, выдержит ли огонь врага? После нескольких часов боя Александр остался в одиночку прикрывать отход немногих оставшихся в живых бойцов. Анализ боевой обстановки бесстрастно предвещал поражение и гибель всей группы. Этого допустить Демаков не мог! Нужно срочно искать путь спасения подчинённых…
«Всем по-пластунски к арыку!» — громко приказал Демаков. «Я их задержу… Всем»! — повторил он резко, заметив, что сержант Валиев устраивается с ним рядом. И негромко добавил: «Оставьте мне гранаты». Так передают последний разговор спасшиеся солдаты. У него остались автомат и четыре гранаты – этого хватило, чтобы задержать душманов и дать своим время отойти.
По правилам боевой тактики лейтенант Демаков должен был оставить группу прикрытия из 3-4 человек (можно сказать, смертников), а самому вывести остальных из-под огня. Но комиссар Демаков принял другое решение.
Душманы увидели, что советские бойцы уходят из окружения и бросились вперед, но взрывы гранат и автоматные очереди Демакова их остановили, заставили уйти за укрытия. Несколько раз «духи» повторяли атаку на лейтенанта, но под его огнем откатывались назад.
До последнего момента Александр поддерживал связь с командиром батальона: Его последними словами были: «Всё, командир, прощайте, мне отсюда не выйти. Ребята вышли – пусть попробуют спастись. Сам не могу, руки, ноги перебиты. Передайте матери, что погиб человеком… Передайте всем, что я погибаю как советский человек, как коммунист! Прощайте…»
И после этого Саша не выходил в эфир…
Когда взвод сержанта Кушнарева прошел к месту боя: там были одни мертвые душманы и среди них ротный замполит Саша Демаков. Последнюю гранату он взорвал на себе, чтобы осколки поразили как можно больше врагов, которые окружили его, желая взять живым.
Все помнят суворовские слова: «Сам погибай, а товарища выручай». Но сказать — это одно, а подставить грудь под автоматную очередь — совсем другое.
Когда-то в школьном сочинении о героях-младогвардейцах юный Саша Демаков писал: «Самая высокая награда – это орден Ленина. А я думаю – была бы самой высокой наградой память. Вечная память тем, кого нет в живых». Безусловно, Александр по праву заслужил обе награды. Звезду Героя СССР, и память – от людей!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев