Первым упоминанием об енисейских кыргызах считается запись в «Исторических записках» Сыма Цяня . Китайцы говорили о государстве Цзянькунь, население которого считали смешанным с динлинами.
Китайские источники периода Тан описывают енисейских кыргызов как рослых, с рыжими волосами, белым лицом и зелёными или голубыми глазами. Похожее описание даётся в тибетских и арабо-персидских источниках. Эти данные породили массу предположений историков о том, что енисейскими кыргызами могли стать славянские племена, перенявшие культуру у тюркоязычных народов. Данные китайских хроник были изучены американским тюркологом Майклом Дроппом, который отмечает:
“В связи с внешностью енисейских кыргызов, определенное число исследователей было склонно видеть в ранних кыргызах нетюркский, или, по крайней мере, этнически смешанный народ со значительным нетюркским компонентом. Многие ученые поддержали эту идею, после обнаружения слов, которые они посчитали нетюркскими (особенно самодийскими), среди кыргызских слов, сохраненных в китайских источниках. Однако следует отметить, что связь между языком и расой в значительной степени неубедительна. Физическaя внешность кыргызов не может считаться показателем того, что они не были тюрками…”
Ф.Г. Солнцев «Киргизская женщина». 1836 г.,
Цветная фарфоровая статуэтка «Киргиз» Н.Я.Рашетта. Вторая пол. XVIII в.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2