На водоемах довольно часто видишь рыболовов, у которых леска оснащена несколькими крючками или мормышками. Дурной пример для новичков, подражающих опытным рыболовам. И в самом деле трудно удержаться от соблазна. На первый взгляд все так просто: чем больше крючков, тем больше вероятности, что рыба заметит один из них, если к тому же на них развесить богатый ассортимент насадок. Я в свое время тоже "клюнул" на двухкрючковую и двухмормышечную оснастку, часто ею пользовался, пока горький опыт не заставил меня полностью отказаться от такой комбинации не только зимой, но и летом. Приведу один из многочисленных примеров проб и разочарований, постигших меня в моей рыболовной практике.
Было это на реке Унже, что впадает в Горьковское водохранилище, напротив старинного города Юрьевца. Приехали мы в деревню Козлово, стоящую на крутом берегу реки. Нас ждали, определили на ночлег. Рыболовный зуд заставил меня, не дожидаясь обеда, собрать проводо чную удочку и спуститься к реке. По рассказам тех, кто направил нас на Унжу, рыбы на той стороне реки, где стояла деревня, водилось мало, но зато преимущественно крупная; мелочь кормилась на противоположной стороне, в затопленной и заросшей водной растительностью пойме. И вот я у реки. Спускаюсь с крутого берега и иду вниз по течению в поисках места, где можно было бы поудачливей половить. Течение слабое, глубина начинается сразу от берега, дно галечное, травы нет, рыба не плещется, тишина, жара. Самое время искупаться, но я подавляю это желание и иду дальше вдоль, берега, присматриваюсь к поверхности воды в надежде уви-деть характерные признаки присутствия рыбы: пузырьки, идущие со дна, всплески, круги... Но ничего такого нет, зато появляются едва уловимые звуки "чмок", чмок", - характерные для леща, когда он кормится, собирая с листьев рдеста мелкую коричневую ракушку. Иду на звуки. Чем не весенняя охота на глухаря? Только без прыжков на счет "раз, два, три". Ну а сердце, как там, в лесу, так и тут, на реке, ведет себя одинаково - готово выскочить из груди.
Вот и куст, где "поет" наш рыбацкий глухарь. Кустик не велик - всего каких-нибудь два метра в диаметре. И в середине его рядом с небольшим прога-лом при каждом чмоке мелко дрожат узкие листы рдеста, указывая место, куда надо закинуть приманку. Я освободил крючки, вынув их из отверстий в "щечках" проводочной катушки. К моему несчастью, крючки были у меня привязаны на двух поводках. Подумалось об аналогии с охотничьей двустволкой, но в лесу это всегда хорошо, а на реке, как оказалось, не очень... Спешу, чмоканье подгоняет. Надеваю насадку: на верхний крючок опарыша, на нижний - червя; снимаю верхнее грузило, чтобы насадка погружалась медленно - тогда лещ наверняка заметит ее. Устанавливаю спуск около 40 см - меньше не позволяет второй поводок, - готовлюсь к забросу. И тут выясняется, что, не зайдя в воду, я не смогу положить насадку в маленький прогал - окошко в кустике рдеста. Пришлось снимать кеды. Удилище я положил на землю, причем от волнения сразу не сообразил, что этого делать не следует. Естественно, частицы земли и песчинки попали в катушку и в стыки колен телескопи-ческого удилища. Смыть грязь?.. Э-э-х! Не до того! Осторожно захожу в воду и бреду, не поднимая ног, до тех пор, пока длина удилища не позволяет опустить насадку в прогал, рядом с дрожащими листочками.
Первый заброс неудачен, видимо, насадка легла на подводные плети рдеста. Осторожно вынимаю снасть и опять опускаю, только чуть левее. Поплавок даже не успел встать, пошел в сторону и быстро скрылся внутри травы. Подсечка - и началась борьба с крупной рыбой. Она упорно тянула в глубину, а я держал, не давая ей ходу. Куст рдеста ходил ходуном. Со дна поднимались пузыри и муть. Но вдруг что-то произошло. Рыба уже не тянула к себе, но и в мою сторону идти не хотела. У. меня к тому времени хватало опыта, чтобы понять, что один из моих крючков зацепился за траву. Примерно около минуты колыхался рдест, затем все прекратилось. Рыба, видимо, сошла с крючка. Я разделся и полез отцеплять снасть. Так и есть. Одного поводка с крючком, где был насажен червь, на леске не оказалось. Он, по всей вероятности, остался у леща. К друзьям я вернулся пустой, но ученый. Вот, пожалуй, с тех пор я стал критически относиться к многокрючковой оснастке. Рассказанный случай, безусловно, имеет частный характер - произошел он при ловле в траве. Однако общеизвестно, что ловля в траве, у кромки камыша, в коряжнике или под нависшими над водой деревьями наиболее успешна: именно в таких крепких местах стоит и кормится крупная рыба.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев