Было это прошлым летом. Утреннюю зорьку одного из выходных дней я встретил на правом берегу реки Гауя, вблизи поселка Адажи. Места эти хорошо знакомы рижским рыболовам всех уклонов и возрастов. Короткую теплую ночь провел я у костра одного старичка-доночника. Не нарушая ночной тишины, висели над водой пять колокольчиков его донок с живучими мальками миноги на тройниках. В темном зеркале затона плавали редкие звезды, в глубинах его еще более редкие угри и налимы, за которыми безуспешно охотился мой новый знакомый. Только дважды за ночь порадовал нас мелодичный звоночек. Подсечь удалось одного угря, весом до килограмма. Не густо, конечно.
Дедовы успехи не вселяли в сердце радужных надежд на исход и моей охоты, но для рыболова все ветры становятся северными дома, поэтому с восходом солнца я был уже далеко от ночного привала и, без устали взмахивая спиннингом, пробирался росистым тальником вверх по течению. Часто менял приманки, но ближе к полудню убедился, что с таким же успехом можно мочить их в любом колодце. Однако сдаваться рановато — в запасе вечерний клев.
Расположился я на отдых в чудесном месте: зеленый ковер в тени старой ивы, неширокий проток между крутым берегом реки и островком, ширь реки, сосновый лес и синее небо опрокинуты в водной глади… Все омыто лучами полуденного солнца, объято торжественной тишиной знойного дня. Сквозь кружево прибрежного кустарника посмотрел я в воду протока и подскочил, словно живой лещ на горячей сковородке. Вот это картина! Передо мною, у берега островка, почти у самой поверхности воды, едва пошевеливая темными плавниками, стоял косячок крупных рыбин.
Голавли! Многим рыболовам случается видеть подобное, но не всем известно, что любая приманка не поможет, когда голавли мирно принимают солнечные ванны. Прямо в стаю можно подбрасывать червей, жуков и самые хитроумные блесенки, но все “лакомства” проплывут мимо. Рыба равнодушна. Во время же кормежки голавль очень осторожен и пуглив. Хороший способ усыпить бдительность рыбы — войти в воду, но это не всегда просто — мне мешала большая глубина под крутым берегом.
Как провел я остаток дня, поймут меня даже не рыболовы. Хорошо в этой ситуации было пока одно: я наверняка знал о наличии рыбы и что она далеко не уйдет, все остальное выглядело, как в басне Крылова “Лиса и виноград”. Изредка я подбирался к протоку, осторожно выглядывал из-за куста в воду, снова и снова покидал свой наблюдательный пункт и мучительно припоминал: “Что же я знаю о голавлиных повадках?” План действий созревал туго; ибо раньше мне не приходилось охотиться на этих широколобых красавцев. Но тем острее становилось желание победить.
Ближе к вечеру, когда стая ушла в глубь омута, я оснастил спиннинг блесной “Универсальная” с грузиком, замаскировался чуть выше и… заброс, второй, третий. Но не тут-то было. Укрытие мое, широкий куст в двух шагах от воды, мешал положить блесну без “плюхов и захлестов”.
“А что, если поменять местами блесну и грузик?” -мелькнула мысль. Прикрепил блесну к лесе, затем короткий, около 25 см, поводок, привязанный к застежке, и, наконец, грузик. Первый же заброс показал, что шум от падения блесны меньше, захлеста нет вообще, так как грузик летит впереди-, блесна играет так же хорошо. Буквально на третьем или четвертом забросе резкий рывок и… сход! Почему же рыба ушла? При такой резкой хватке она должна бы подсечься сама. Пересмотрев оснастку, понял ошибку. Голавль взял грузик, не имеющий крючка. И как я только не предусмотрел? Ведь очень часто случалось мне вываживать добычу, в пасти которой оказывался грузик с “подвохом”. Оплошал, выходит, из-за спешки и лишней нервозности, такую рыбину упустил! А уходит ведь всегда “самая крупная”!
Извлекаю свои приманки, опять, конечно, спешу, но на этот раз спешка пошла впрок: в целях экономии времени (пока подберешь крючок, заводное колечко да пока все это соединишь) заменил грузик девоном. Результат превзошел все мои ожидания. Хватка сразу повторилась, и после непродолжительной, но шумной борьбы из мясистой пасти первенца весом в 2 кг 300 г я вырезал тройник девона.
А спустя полчаса, выждав, пока распуганная стая вернется на место, я снова занял исходное положение. На этот раз удача пришла не так скоро, уже сгустились сумерки, когда в рюкзак отправился второй голавлик весом в 600 г … значит, неплохо иногда поставить грузик или девон за блесной. Во всяком случае, когда я позже обычного вернулся домой, все сразу поняли, что на этот раз “…уровень воды, ветер и т. д. и т. п. …” в полнейшем соответствии. Очень жалею, что больше в этом сезоне не удалось мне попасть в те места. А голавли ждут, жду с нетерпением и я наступления летних дней.
По материалам "Рыболов-спортсмен" Автор В. Верещагин
Нет комментариев