Слева направо: Александр Фомин (спортивный воспитатель, А. Н. Пахмутова, О. С. Газман, В. И. Модель.
Впоследствии эта двойственность смысла песни «Орлята учатся летать» сыграла с ней злую шутку. Полностью понятная лишь орлятам, но не имеющая, в отличие от «Звездопада», очевидной для всех привязки к «Орлёнку», эта песня, однако, по неизвестной причине полюбилась музыкальным редакторам Всесоюзного радио и какое-то время звучала в эфире слишком часто. В условиях, когда в обществе набирал силу индивидуализм и к творчеству Пахмутовой и Добронравова стали относиться неоднозначно, это не вызывало ничего, кроме раздражения. В одном из уже «перестроечных» интервью и сама Александра Николаевна сетовала на чрезмерную «любовь» радио к этой песне. Её смысл оставался неясным и для меня, пока я сам не попал в 1990 году в «Орлёнок» и пазл в моей голове не сложился. Лишь позже, переживая, как и все орлята после возвращения из лагеря, непонимание окружающих, я почувствовал силу её высокой правды: «А где-то в гнёздах шепчут птицы, что так недолго и разбиться, что вряд ли стоит рисковать… Гудят встревоженные горны, что завтра злее будут штормы – ну что же, нам не привыкать…»
Что же касается «Звездопада», то моё первое знакомство с ним, случившееся в детстве, за шесть лет до поездки в «Орлёнок» (это был радиоконцерт по заявкам), до сих пор остаётся одним из самых сильных потрясений в моей жизни. Я не понимал, как можно вложить в песню такую сильную и разнообразную гамму чувств: и горечь от предстоящего расставания, и счастье от совместно пережитого, и тягу к высоте, и любовь к ближнему (впрочем, тогда так не говорили), и вдруг открывшееся ощущение собственных возможностей… Конечно, полностью эти чувства мне стали понятны только в «Орлёнке», но и в момент, когда я впервые услышал «Звездопад», он врезался мне в память полностью и окончательно.
Хотя к «орлятским» в творчестве Пахмутовой и Добронравова принято относить только песни «Орлята учатся летать» и «Звездопад», это вовсе не так. Написанные в 1972 году Александрой Николаевной и Николаем Николаевичем «Отрядные песни» («Дарите радость людям», «Дикая собака динго»…) по своей ценностной основе – вполне орлятские. А ещё одна песня из этого цикла, «Турнир эрудитов», вдохновлена «Орлёнком» и фактически: в её основе – организованное вожатыми-физтеховцами коллективное творческое дело, «игра в ЭВМ»…
Уже с высоты прожитых лет Пахмутова и Добронравов выразили свои впечатления об «Орлёнке» так: «Это было воспитание людей больших, смелых, честных, думающих. Из «Орлёнка» выходили люди с совестью. Было даже такое впечатление, что их готовили – во всяком случае, психологически – к тому, что в своё время, может быть, им придётся взять в руки страну. Его вожатые были на самом переднем рубеже мировой борьбы за человека».
Нет комментариев