Абсолютно все проективные методики имеют следующие признаки: 1.Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов; 2.Отсутствие ограничений в выборе ответа; 2.Отсутствие оценки ответов испытуемых как “правильных” или “неправильных”. Говоря о первой группе признаков, приведу в пример методику “Неоконченные предложения” С.Леви. Неоконченные предложения в заданиях, которые выступают стимулом для испытуемого имеют неопределенное, неоднозначное значение для каждого испытуемого. При выполнении задания каждый клиент даст свой индивидуальный, отличный от других ответ, основанный на личном жизненном опыте, своем видении ситуации. Также, в случае с метафорическими ассоциативными картами при анализе одной карты разные люди опишут разные ситуации. Вторая группа признаков позволяет клиенту расписать свое видение ситуации более полно, что позволяет глубоко и обширно оценить его внутренний мир, определить тонкости восприятия окружающего мира. Такие методики, как например опросники не позволяют этого сделать, так как предполагают получение ответов из определенного набора предложенных вопросов. Что касается правильности или неправильности полученных от клиента ответов в ходе прохождения психологических методик, то в этом случае однозначно следует отметить следующее - специалист не имеет права давать категоричной оценки ответам клиента, так как в этом случае при интерпретации состояния клиента будет отражено видение психолога. Всегда следует придерживаться позиции: “Какое бы решение не принял клиент, оно будет для него единственно правильным в данной ситуации”.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4