#изистории
📚 После освобождения Южного Сахалина в 1945 году перед советской властью встал сложный вопрос: как обучать тысячи корейских детей, оставшихся на острове? Ответом стала уникальная и противоречивая система корейских школ, просуществовавшая до 1963 года.
📈 Становление и расцвет системы
Уже в 1945-1946 учебном году в области открылись 27 корейских школ, где учились более 2300 детей. Система быстро развивалась:
- 1948-1949 гг.: 62 начальных и 12 семилетних корейских школ.
- 1950 г. (пик): 87 школ (50 начальных и 37 семилетних), в которых обучалось около 7000 детей.
- Первые учителя — это грамотные корейцы из местных жителей, а обучение изначально шло по японской системе.
🚧 Трудности и проблемы
Система с самого начала столкнулась с огромными сложностями:
Кадры: Преподавали в основном малоквалифицированные учителя, обученные в японских школах и не знакомые с советской системой. Для их замены даже привлекали советских корейцев из Узбекистана и Казахстана.
Материальная база: Школы часто размещались в ветхих японских зданиях, катастрофически не хватало учебников и методичек на корейском языке.
Успеваемость: Была низкой — менее 80%. Каждый 7-8-й ученик оставался на второй год, каждый 6-й бросал школу, не окончив её.
🎯 Идеологический контроль
Власти видели в этих школах не только образовательный, но и идеологический инструмент. Партийные органы требовали «идейно-политического контроля» и жаловались, что в школах много учителей «без необходимой политической подготовки». В 1952 году сахалинский обком даже писал самому Г. Маленкову с просьбой о дополнительных инспекторах.
🔚 Ликвидация
К началу 60-х система исчерпала себя. Официальными причинами закрытия стали:
- Слабая подготовка педагогических кадров.
- Нехватка учебников и литературы на корейском.
- Главная причина: выпускники корейских школ не могли поступать в советские вузы из-за плохого знания русского языка.
В 1963 году корейские школы были окончательно реорганизованы в обычные восьмилетние и средние школы с русским языком обучения.
📰Эта страница истории сахалинских корейцев — яркий пример того, как образовательная политика пыталась балансировать между необходимостью интеграции и сохранением культурной идентичности, но в итоге пожертвовала последней.
🎞 Корейские школы на Сахалине / из фондов СОКМ https://t.me/ethnomuseum_sakh


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10