Как метрические книги Сахалина хранят судьбы коренных народов
История Сахалина знает немало интересных страниц, и одна из них, рассказывающая о жизни народов, населявших Сахалин с незапамятных времён, скрыта в старинных метрических книгах. Первая запись о представителях коренных малочисленных народов Севера (КМНС) здесь датирована 18 января 1871 года. В этот день в Муравьёвском посту обвенчались рядовой Мартемьян Романенко и 25-летняя «вдова с острова Урюпа» Степанида Степанова алеутского рода. Их союз благословили поручители – унтер-офицер Крынц-Брунц, ложечный мастер Александр Брекошкин и ещё двое свидетелей.
Тот же год принёс новое событие: 1 сентября 1871 года в Корсаковском посту был крещён гольд (нанаец) Кондахте, получивший имя Симеон. Его крестными стали офицер Восточно-Сибирского батальона Константин Тяжелов и жена подпоручика Анисья Качина. Уже в июне 1872-го священник Симеон Казанский миропомазал шестерых детей православных тунгусов, а в январе 1873 года – троих детей тунгуски Татьяны Афонасьевой-Карповой и сына якута Саввы Говорова.
Метрические книги хранят любопытные формулировки: «крещён мирянином, миропомазывал священник». Это напоминание о том, что на обширных территориях, где не было церквей и священников, коренные жители часто крестились мирянами, а обряд миропомазания проводился позже.
С 1877 года появляются первые записи, где упоминаются сахалинские поселения. Так, в Дуйской церкви крестили сына якута из деревни Трайга, а через неделю – ещё одного ребёнка. Уже в 1878-м зафиксированы первые крещения нивхов – пятеро приняли православие 13 сентября.
В 1880-е годы процесс стал массовым. Целые семьи ороченов крестились и венчались. В Дуйской церкви за две недели начала 1882 года священник Николай Добровидов крестил 91 представителя КМНС и заключил 16 браков! После крещения орочены получали имена по святцам и отчество с фамилией крестных. Так Кой-пуну стал Максимом Исидоровичем Давыдовым, а От-тъка – Ксенией Якимовной Степановой. На следующий день новокрещённые сочетались браком.
В 1885–1888 годах массовые крещения прошли в Александровской и Тымовской тюремных церквях: десятки ороченов, тунгусов принимали православие. Среди них встречались и нивхи, но значительно реже. Так, в декабре 1892 года в Дуйской церкви обвенчали и окрестили нивха Янса из села Тык и нивхку Петсяк из Чомы.
Крестились и айны. В 1881 году обряд прошли двое мужчин, получившие имена Василий и Фёдор. В 1894-м айнка Иранко Иранко из Сартуна получила имя Клавдия, а жительница деревни Большое Такоэ – имя Анастасия. Её дети Даниил и Евгения тоже были крещены и получили фамилию Копицины. В метрических книгах сохранились даже записи о смерти Евгении.
В 1895–1896 годах православие приняли айны Ирэ (Иоанн), Како (Иоанн), Сисинпаху (Евдокия). Крёстные давали не только имена, но и отчества – так Сисинпаху стала Евдокией Андреевной Ефимовой. Иногда крестили только детей, как в 1900 году, когда айнка Сфанима окрестила двоих сыновей – Ивана и Петра, сама оставаясь в прежней вере.
Особую ценность представляют подписки крестившихся айнов. В 1901 году 18-летний Емаску Муко писал:
«…убедился, что спасение души возможно только в лоне православной церкви… не ради мирских выгод, а по искреннему убеждению желаю присоединиться к православной церкви».
Почти слово в слово повторяет его документ 16-летний Петун в 1903 году.
Но метрические книги рассказывают не только о радостях. Весной 1903 года их страницы зафиксировали трагедию: на Севере Сахалина от оспы умерли сразу 22 орочена и тунгуса из стойбищ Плитун и Вал.
Эти сухие строки – не просто статистика. За каждой датой стоят судьбы людей, их выбор, их надежды и испытания. Метрические книги Сахалина – уникальное зеркало эпохи, в котором оживает история народов, когда-то населявших суровые берега острова.
Статью подготовил Ярослав Габриков, начальник организационно-методического отдела Государственного исторического архива Сахалинской области
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1