Шримати Виджая Кумари
/продолжение /
Часть III. Волны поучений
Глава 75. Занятия йогой в присутствии Свами /продолжение /
Каждый день после занятий Свами беседовал с нами на духовные темы и иногда пел песни. Он спел нам все гимны, прославляющие свадьбу Рамы (Шри Рамакальянам). Он усладил наш слух Бхрамара гитой (Песнью пчелы). Настал день Вайкунтха экадаси. Когда я пришла на урок в 6.30, Свами, светлый обитатель Вайкунтхи, Даритель спасения, появился у входа. Мы вошли внутрь, от всего сердца приветствуя Бога во плоти. Мы были счастливы, ступая через порог, у которого Он стоял, – будто Сам Господь Вишну открывал для нас двери Вайкунтхи, являя Свой даршан. Может ли быть звезда счастливее?
С каждым днём учеников становилось всё больше. Свами учил нас новым асанам. Как совершенна была Его майюрасана, поза павлина! (Стойка на согнутых в локтях руках с телом, параллельным полу). Мужчины делали ширшасану (стойку на голове) и дханурасану (позу лука: лёжа на животе, взяться руками за лодыжки и прогнуться, как тетива лука). Свами подходил к каждому и помогал принять позу. Каждый пытался научиться всем асанам. С прибавлением новых асан время занятий увеличивалось. В конце Он раздавал нам сладость боббатлу и говорил: «Вся удача, несомненно, досталась вам одним. Там, снаружи, тысячи ждут даршана, а у вас здесь – и даршан, и спаршан, и самбашан (лицезрение, прикосновение и беседа), а вдобавок и прасад, полученный из рук Свами, и время, проведённое в Его присутствии». На крыльях любви Свами мы до небес взлетали от счастья. Учеников набралось уже около шестидесяти. Сложив сотни приветствий к стопам Саи Джагадамбы (Вселенской матери), мы возвращались домой.
Бхаджаны мы пели под деревом. Собиралось от шести до семи тысяч преданных. В один из вечеров Свами материализовал вибхути, из которого струился нектар с дивным ароматом. Наполнив стакан и сотворив маленькую ложечку, Свами каждому капнул на язык чуточку нектара. Какой он был прозрачный, сладкий и густой!
На следующий день во время занятий по хатха йоге Он объяснил нам смысл поз и мантр «Приветствия солнцу». «ОМ сурьянамах...» – Ты, семицветный, со всеми оттенками радуги, владеющий семью конями, сатапатра (с семью атрибутами) – павлином, лотосом и т.д., Владыка всего. «ОМ Адитьяйя намах» – «Адитьяйяварнам тамасах парастат»: если солнце не восходит, то нет жизни, нет цветов и плодов, нет самого человечества. В саду, именуемом миром, солнце – садовник. Дождь идёт только благодаря тому, что солнце превращает воду в пар. Оно шлёт на землю свои лучи, и от лучей этих оно неотделимо. «ОМ акашайя намах» – «Акашам гаганам шуньям»: в небесах сердца солнце, именуемое буддхи (интеллектом, разумом) распускается, как цветок. «ОМ хридайя пракашайя намах»: мы воздеваем руки над головой, приветствуя Того, кто просветляет ум (духовное сердце). У новорожденных есть мягкий участок на макушке головы, где кости ещё не срослись. Если прикоснуться к нему, можно ощутить пульсацию «так так». Это брахмарандрам, родничок. Когда великие души покидают тело, жизненное дыхание (прана) выходит через это отверстие. Оно подобно «главному входу». «ОМ Кантхайя намах» (Ты, у Кого синее горло, я приветствую Тебя): Ишвара (Шива) задержал в Своём горле смертельный яд, поднявшийся из глубин океана при его пахтании богами и демонами. Всё нечистое нужно «задерживать» внутри, а другим давать только чистое. Вы должны сами «переварить» всё зло, не перенося его на других. «ОМ нетра пракашайя намах»: если мы видим какой то предмет, значит, он отражается у нас в глазах. Отраженный свет солнца, именуемый буддхи, падает на дом под названием тело. Сказано: «Чандрама манаса джатах, чакшо сурьоджаята» (Луна рождает ум, солнце – глаз (зрение)».
Так Свами объяснял нам смысл многих изречений. Неописуемо даже само предвкушение «Приветствия солнцу». Дни шли, и чем дальше неслись на вихре счастья наши занятия, тем чаще я грустила, что в любой момент они могут закончиться. Стоило мне представить Его взгляд – пронзительный, нежный, полный любви – и сердце моё сжималось от восторга и благодарности.
Однажды я уже шла домой после занятий, как вдруг увидела, что м-р Рамабрахмам бежит ко мне, окликая. Я вернулась, и он сказал: «Амма! Свами передал, чтобы вы с мужем каждый день после урока пили здесь кофе, а потом возвращались домой». Вскипев в сокровенных глубинах сердца, волны счастья вырвались наружу. Со слезами на глазах мы склонились перед Его добротой и любовью. Можно ли постичь и измерить эту любовь, если посреди несметного числа дел и забот Он вспоминает о какой то заурядной женщине?
Вечером 4-го (января) мы все ждали нашего Господа Саи, и Партимахеша появился. Лицо Его сияло как лотос. Он осыпал нас цветами смеха и пленил наши сердца. Он поистине стал Читтачорой, Похитителем сердец. «Сегодня занятий йогой не будет. Постоянно практикуйте то, что вы выучили. Это дарует вам покой ума и тела. Такой случай вам больше не представится. Не тратя понапрасну то, что вы обрели, черпайте в этом счастье», – сказал Свами. Я почувствовала, что занятия подошли к концу, и глаза тотчас наполнились слезами. Почти целый месяц мы приобщались к редчайшим яствам, упивались неземным нектаром. При мысли: «Возможно ли, чтобы такое повторилось вновь?», наше горе хлынуло через край. В тот день мы все сфотографировались вместе со Свами. Все признаки того, что занятия кончились, были налицо. Случилось то, чего мы так боялись. На следующий день в три часа Свами уезжал в Мадрас. Окликнув каждого по имени, благословив нас и раздав прасад, Он до дна осушил чаши наших сердец. Глядя на ряд унылых лиц, наш божественный Мать Саи заверил нас, что скоро вернётся и возобновит занятия.
Он уехал в Мадрас. Весь этот месяц мы ходили пешком в Бриндаван четыре раза в день. Не было не только автобусов, но даже воловьих упряжек. Сразу же после отъезда Свами наш дом осиротел и опустел. Как кошки, мы неприкаянно бродили по комнатам. Время словно застыло. В ожидании Свами каждый миг казался целой эрой.
Свами вернулся через неделю, как и обещал. Поникшие цветы сердец воспрянули, иссушённая земля ожила. Казалось, прошли столетья, как мы не видели Его. С невероятной скоростью мы примчались к Его порогу. Мудрость гласит: «Йад бхавам тад бхавати» (Что Сущее, то и существует). Двери тотчас распахнулись, будто за ними стояла нетерпеливая мать, страстно жаждущая увидеть своих детей после разлуки! По Его лицу было видно, что Он счастлив, а что уж говорить, как счастливы были мы! Наши тела распластались у Его ног. Свами уселся на стул и с любовью осведомился: «Вы делаете упражнения?» И мы ответили: «Да, Свами». Обратившись ко мне, Он спросил: «А как твоя спина?» Я глупо заморгала глазами, так как забыла о боли в спине. Теперь я вспомнила и дотронулась до спины, чтобы проверить. Она не болела. «Я совершенно забыла о ней, Свами. Спина совсем не болит», – сказала я. Свами сказал, смеясь: «Поэтому Я и велел тебе присоединиться к группе». Последние три четыре года я очень страдала от боли в спине. Не в силах перенести её, Я ворочалась с боку на бок и плакала горючими слезами. Когда я упоминала об этом Свами, Он говорил, что боль пройдёт. По Своей доброте Он помнил об этом несмотря на огромную занятость. Поистине мне никогда не отдать Ему этот долг, даже если я сниму с себя кожу и вручу Ему. И пусть этот неоплатный долг переходит из жизни в жизнь! После курса занятий йогой боль в спине навсегда исчезла. Удивительно! Невероятно!
1971. Пришёл год «Килака», деликатно оттеснив ушедшего «Соумью». Первый день Нового года, Угади, подарил нам в Бриндаване даршан Югаватара, воплощения Бога этой эпохи. Во время бхаджанов Свами сидел под деревом. На Своём троне Он был вылитый Нараяна, восседающий на кольцах тысячеголового Адишеши. Огромное дерево протянуло свои мощные ветви во все стороны, оно пышно зеленело, как гора Говардхана, укрывшая Гопалу и пастухов, и блестело на солнце, как расшитый золотом зонт. Когда лил дождь, мы пели стоя. Наш Саи, разрушитель оков, приходил даже в дождь; Он принимал арати и возвращался к Себе. Тогда решили соорудить над кроной навес из жести, а вокруг дерева построить помост. Теперь дождь был нам не страшен. Трон Саи – на возвышении, к нему ведут несколько ступенек. Бхаджаны пелись по воскресеньям и четвергам, и с каждым днём преданных становилось всё больше.
9 мая 1969 г. недалеко от Бриндавана состоялась церемония открытия Колледжа Искусств и Наук Сатьи Саи. Прекрасные просторные здания образовательного центра, идеального оплота знаний, были построены за четыре месяца. Верный знак того, что здание принадлежит к Организации Сатья Саи, – резные бутоны лотосов, украшающие фасад, венчающие крышу купола, и сочетание розового и голубого тонов. С первого взгляда видно, что это Организация Саи. Об этом говорит и эмблема «Сарва дхарма» (единства религий). Все мы – Его дети. Детей может быть много, но мать у них одна. Как то раз, когда в Своей беседе Свами коснулся этой темы, кто то заметил, что Америка очень далеко. Свами откликнулся: «Разве? Но она не дальше Моей протянутой руки. Весь этот мир для Меня как дом. Разные страны – просто комнаты в доме. Долго ли перейти из одной в другую? Раз – и готово. В этом доме наша Индия – это молельня, комната, где стоит алтарь. «Далеко» может быть только для вас. Для Меня же всё – рукой подать».
/продолжение следует/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев