Шримати Виджая Кумари
/продолжение /
Часть III. Волны поучений
Глава 75. Занятия йогой в присутствии Свами
Это сладостный опыт, уроки, которых не забудешь до конца жизни. Это сказочное переживание, неслыханное и невиданное прежде. Из Мехико приехала англичанка Шримати Индра Деви. Она была известна как достигшая больших высот в практике йоги. Перед началом занятий мужчины записывались в группу. Когда в тот день мы все сидели в линиях, Свами Сам выбрал ещё нескольких. Взглянув на меня, Он сказал: «Присоединяйся к группе». Первый урок был 8 декабря 1968 г. Свами обратился к нам со словами: «Медитация (дхьяна) бывает двух видов: сагуна (на объектах, имеющих атрибуты) и ниргуна («отвлечённая», на лишённом атрибутов). Наши древние говорили: «Йога читтавритти ниродха» (йога – это контроль над причудами ума). Прежде всего нужна дисциплина. Медитация необходима для того, чтобы обуздать ум. Перед началом медитации сядьте в позу лотоса (падмасану), следя за тем, чтобы шея и спина были прямыми и находились на одной линии. Большой палец – это Брахма, указательный – джива. Когда кончики этих пальцев соединены, остальные три отставлены в сторону. Этот жест называется чинмудра («жест сознания»). Вы должны выбрать форму, на которую будете медитировать. Очень хорош джьоти (свет). Перенесите этот свет в лотос своего сердца и, представив, что лепестки полностью раскрылись, осветите им каждую часть своего тела. Тогда из всех членов уйдёт всё дурное и нечистое и они будут освящены. Поскольку свет, что у вас внутри, присутствует также в человеке, сидящем перед вами, оба света сливаются в одно. Тогда всё вокруг озарится светом. Тот день, когда вы медитируете, – поистине день самоотречения. День отречения – это день покоя. А где покой, там и счастье.
Полагается вставать очень рано, до рассвета, и начинать медитацию в часы брахмамухуртам (4 – 6 утра), когда активность ума ослаблена. В это время не только ум ясен, но и окружающая атмосфера дышит покоем. Мытьё перед медитацией не обязательно. Отвлекитесь от внешних предметов и, повторяя имя Бога, нацельте всё своё внимание внутрь. Только в этом случае ум (читта) может очиститься. О бхакти сказано: «Любовь это Бог. Живите в любви». Выше любви нет ничего. Любовь может весь мир превратить в божественный свет (джьоти). Никогда не расставайтесь с любовью.
Начинайте день с любовью.
Наполните день любовью.
Проживите день с любовью.
Завершите день с любовью.
Это путь к Богу», – так закончил Свою беседу Свами.
Господь Свами зажёг джьоти. Программа началась с Омкарам, воспевания священного слога ОМ. Свами встал и, глядя на нас, попросил всех медленно распространить свет по всему телу. Он хотел, чтобы этот процесс был внутренним, духовным. На этом первое занятие закончилось, и Он сказал, чтобы вся группа явилась завтра в шесть утра.
Когда утром мы вместе с мужем и другими учениками пришли на урок, Свами был уже там. Он стоял у порога, и мы все собрались в комнате внизу. Я была единственной женщиной. Индра Деви не появлялась. Мы недоумевали, кто же будет вести занятия, а пока что Господь Саи сел и мы уселись перед Ним. Он сказал: «Практика йоги, кроме физической силы, может даровать и силу духовную. Это значит, что Высшее Существо, Параматман, окажется в пределах досягаемости». Свами продемонстрировал нам, как нужно правильно вдыхать и выдыхать. Только тогда до нас дошло, что наш учитель йоги, наш наставник – Сам Господь Саи. То, что Саи Ишвара, Господин йоги, стал нашим учителем, было наградой за благие дела множества прошлых жизней, за поклонение Ему золотыми цветами. Сама эта мысль повергла нас в восторженный трепет, и мы чуть не пустились в пляс. Боясь моргнуть, с готовым выпрыгнуть от радости сердцем, я глядела во все глаза, как это воплощение очарования, Тот, кто сразил бога любви Кандарпу , Лотосоокий, садится в падмасану. О Боже! Как легка для Него поза лотоса!
Нас было около тридцати человек. Когда мы попытались сесть в падмасану, ноги отказывались двигаться, колени не желали гнуться. Пока мы воевали со своими телами, Свами весело смеялся и преспокойно сидел в падмасане. Несмотря на отчаянные усилия, одна нога укладывалась нужным образом, но другая упорно сопротивлялась. Одно удовольствие было смотреть, как идеально прямо сидит царь Саи. Соединив ладони за спиной, Он склонился к полу. Казалось, в Его теле совсем нет костей. Когда мы нагнулись, расстояние до пола оставалось весьма внушительным.
Потом Свами встал прямо, как арековая пальма, положив правое колено на левое, мы же все качались из стороны в сторону, как заводные лошадки. Было ясно как день, что ничего путного у нас не получится. И почему только эти суставы как деревянные? Глядя, как мы шатаемся, не способные выпрямиться, Свами невинно улыбался или заливался звонким смехом, как дитя. Это чарующее зрелище не поддаётся описанию. Когда Он подошёл к каждому, помогая ему встать прямо, нам почудилось, что мы попали в волшебную сказку. Неужели это наш Господь, наш Саи Дева? Когда Он демонстрировал очередную позу, мы думали: «И всего то?» Но стоило нам самим попробовать, оказывалось, что это очень трудно, очень, очень трудно. Свами утешал нас и заставлял повторять ещё и ещё, уверяя: «У вас получится». Свами не только занимался с нами йогой с семи до восьми утра и с шести до семи вечера, но и проводил с нами духовные беседы. Всё это было похоже на медвяный дождь над океаном молока.
Он сказал: «Параматман всё равно что Камадену – корова, исполняющая желания. Если вы привяжете этого Параматмана верёвкой любви к кончику языка, Он не сможет ускользнуть от вас. Принимая позу (асану) йоги, недостаточно просто следить за дыханием. Нужно издавать при этом звук «Со (а)хам» (То – я). «Ахам» («я») само по себе хорошо, но в сочетании с «карам» (чувствами, инструментом, телом) оно становится «ахамкарам» (чувством эго, обособленности), что уже не хорошо». Так объяснял Свами. Он учил нас пранаяме (регуляции дыхания).
Каждый день Он рассказывал замечательные истории, отпускал шутки, заставляя нас смеяться от души. После занятий Он всегда раздавал прасад. Как Кришна Бхагаван, ставший для Арджуны закадычным другом, так и Мадхава Саи вёл Себя с нами запросто, по дружески, и веселил нас до упаду. «Если вы указываете пальцем на чьи то недостатки, значит они есть в вас самих, а не в том человеке. Это так же нелепо, как желать своему сыну долгих лет жизни, а невестке – вдовьей участи. Это всё равно что просьба лысой дамы: «Мне с пробором, пожалуйста». От нашего смеха могли рухнуть стены. Подстраиваясь к нам, Он становился нам родной матерью. От Его прибауток мы ныряли в океан радости. Когда лил сильный дождь, мы сидели тесным кружком и болтали. Свами говорил ласково: «А теперь споём бхаджан», брал деревянные цимбалы и начинал играть. Моя память, возвращаясь на тридцать лет назад, смакует сладостные переживания тех дней. «Это не дождевые капли, а капли счастья, – говорил Свами. – Капли счастья вперемежку с дождём». Если Саи дал слово, оно – сама истина. Иначе могли ли мы проводить два часа подряд в Его присутствии, сидеть рядом с Матерью Саи, наслаждаясь великим счастьем Его божественной близости? Он ярко сиял, как луна среди звёзд.
«Говорят: «У людей в глазу сучок видишь, а у себя и бревна не видишь» В чужой похлёбке заметит и букашку, а в своей не видит осла» . Однажды христианин пришёл к Гандиджи. Заметив у него на столе Библию, он спросил: «Вы читаете Библию?» Гандиджи ответил: «Да, читаю». Посетитель заметил, что очень рад видеть Библию, лежащую на самом верху книжной стопки. На это Гандиджи ответил, рассмеявшись: «Какой же вы чудак! Под Библией лежит Бхагавата. Она поддерживает вашу Библию». Пристыженный посетитель поспешил ретироваться. Нельзя относиться к другим религиям с пренебрежением. Все религии учат одному и тому же», – сказал Свами.
В этот день мы приступили к изучению комплекса Сурьянамаскар – Приветствие солнцу . Сам бог солнца, Саи, стоял перед нами и читал мантры Своим певучим, нежным, ласкающим слух голосом. Он Сам демонстрировал и различные позы Сурьянамаскара. В конце занятия мывсе простёрлись перед Ним в ряд, вытянув руки, а бог солнца с тысячью лучей стоял перед нами воплощением Сат чит ананды (бытия сознания блаженства), вознося нас на вершины счастья. Мы не понимали, сон ли это, или майя (иллюзия) Вишну. Сердце моё неистово колотилось. Пока мы чередовали позы «Приветствия солнцу», Саи Бхаскара (Дарующий просветление) декламировал соответствующие мантры: «Ом сурьянараяна намах! Ом адитьяйя намах! Ом равайе намах! Ом акашайя намах! Ом хридайяпракашайя намах! Ом бхаскарайя намах! Ом нетрапракашайя намах!» Его напевное чтение было подобно дивной музыке, заставляющей танцевать нагов (змеев полубогов). «Мать! О Мать! – рыдало моё сердце. – Как сохранить навеки эти горы счастья? Как похитить жемчужное ожерелье Его смеха, где спрятать его?» Я была абсолютно бессильна описать эту щедрую красоту. Моё сердце громко стенало, что очарование Свами «пропадает зря», как лунный свет в густом лесу.
/продолжение следует/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев