Расцвет Болдинского монастыря приходится на конец XVI - начало XVII вв. В его владении находились около 150 сел, деревень и пустошей, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловли, мельницы, лавки. Монастырские подворья находились в Москве, Смоленске, Можайске, Вязьме, Дорогобуже.
В 90-х гг. XVI в. в монастыре развернулось большое каменное строительство, именно в эти годы были возведены основные монастырские здания: большой пятикупольный трехапсидный Троицкий собор с двумя приделами - Иоанна Богослова и Бориса и Глеба, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня. По мнению выдающегося реставратора и знатока русской архитектуры П. Д. Барановского, в проектировании монастырского комплекса принял участие знаменитый зодчий, "государев мастер" Федор Конь. Каждое отдельно взятое сооружение монастыря представляло собой шедевр золотого века русского зодчества, а весь ансамбль, в окружении лесов, лугов и водной глади запруженной речки Болдинки представал сказочным градом.
Для Болдинской обители выполняли заказы известные государевы иконописцы Постник Дермин и Степан Михайлов. В монастыре постоянно пополнялась библиотека, да и сам он являлся одним из книжных центров России - здесь составлялись жития святых, писались учебные руководства. Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдинский монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов, как князья Звенигородские, Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы. И сегодня Болдинский монастырь остается духовным центром для Сафоновского края. Восстановление православных традиций края началось со строительства в Сафонове Свято-Владимирского храма, который является подворьем Свято-Троицкого Болдинского монастыря.
Мирное развитие края было прервано в начале XVII в. Смутой, а затем и польской интервенцией. Дорогобужский и особенно Вяземский уезды постоянно разорялись в ходе боевых действий отрядов армий самозванцев, поляков, московского правительства. По условиям Деулинского перемирия 1618 г. Дорогобуж с уездом отошел к Речи Посполитой (союзное государство Польши и Литвы), Вязьма осталась в Российском государстве.Граница между Вяземским и Дорогобужским уездами, проходившая по территории Сафоновского края, опять стала рубежом раздора. Население ушло с приграничных территорий, уменьшилось количество жителей в вотчинах Болдина монастыря на левобережье Днепра, резко убыло население Погорельского стана на правом берегу. Болдин монастырь был передан иезуитам, которым православные священники из вотчин обители стали выплачивать дань. На православное духовенство оказывалось давление, чтобы оно приняло унию, православные монастыри закрывались или передавались католикам. В это время исчез Лужецкий монастырь, на карте Сафоновского края появились названия 'шляхетского' происхождения: Яново, Якубово.
Россия не смирилась с потерей смоленских земель и в 1632 г. начала войну с Речью Посполитой за возвращение Смоленска. Русские войска под командованием воеводы М. Б. Шеина отвоевали Дорогобуж и двинулись к Смоленску. Однако осада Смоленска затянулась и окончилась неудачей. Смоленская война разорила Сафоновский край.
В 1633 г. дорогобужские воеводы доносили в Москву: ''в Дорогобужском уезде, в Кремянском стану, от Дорогобужа верст с двадцать, в деревне Клемятине, в селе Неелове, деревне Опокеях, в деревни Святцовойлитовские люди крестьян всех разогнали, а иных побили, и жен их, и детей поимали, и животы их разграбили. И ныне крестьяне все живут в бегах по лесам, и многие люди бегут в Дорогобуж битые и раненые, и грабленые, и на дорогах многие побиты"' Оказавшись в Дорогобуже, крестьяне вместе с ратными людьми обороняли крепость во время польской осады, терпя 'нужду всякую, и тесноту, и голод"'. Противнику так и не удалось захватить город, но поражение воеводы Шеина под Смоленском заставило Россию прекратить войну. По условиям Поляновского мира (1634 г.) Дорогобуж с уездом был возвращен Речи Посполитой. Лишь в 1654 г. Дорогобужский уезд, как и другие смоленские земли, был отвоеван у Речи Посполитой. Многие шляхтичи перешли на русскую службу и сохранили за собой свои земельные владения.
В XVII в. укрупняются административные единицы - станы, ранее заменившие волости. Если в начале века на дорогобужской части современного Сафоновского края располагались Водовский, Погорельский, Кременский, Неговский, Бятинский, Игуменский (Троицкий) и Мстиславский (Семлевский) станы, то к концу века остались только Бятинский, Неговский и Троицкий. На вяземской части, наоборот, произошло увеличение количества станов: в начале века были Гжельский и Ворконский станы, в конце XVII в. - Порецкий, Боровский, Днепровский и Ворконский. В конце 1775 г. на Смоленщине появились новые уезды, соответственно, изменились и уездные границы. Северные участки Сафоновского края, входившие в Дорогобужский, Вяземский и Смоленский уезды, отошли к Бельскому уезду, новообразованный Духовской (Духовщинский) уезд получил небольшой участок на западе края, выведенный из состава Дорогобужского уезда. Исчезло становое деление, теперь привязка населенных пунктов стала приводиться к дачам по планам Генерального межевания и селам.
XVIII век был мирным, что благотворно сказалось на экономическом развитии края. Росла торговля, запахивались пустоши, возникали новые поселения, население старых увеличивалось. Жизнь сел стала более устойчивой, если в XVII в. они то исчезали, то появлялись, то в следующих веках большая их часть уже существует постоянно.
В XVIII в. в селах начинают строиться каменные храмы. Большинство из них возводились помещиками. Сельские каменные церкви, возвышавшиеся посреди лесов, полей и крестьянских изб, олицетворяли собой все высокое в жизни человека. Они были и местом духовного единения людей, и музеем, и картинной галереей, и концертным залом. Сафоновский край имел много разнообразных, интересных как по архитектуре, так и по внутреннему убранству церквей. Например, замечательный и необычный по форме, двухэтажный, четырехпрестольный храм в селе Казулино. Его построил в 1800-1809 гг. на средства помещиков Лыкошиных московский архитектор М. М. Тархов. Великолепен был и иконостас этой церкви, имевший вид триумфальной арки. Выдающимся произведением искусства являлся иконостас Преображенского храма села Овиновщина, построенного в 1763 г. на средства полковника Я. А. Энгельгардта. По композиции он повторял схему иконостаса Успенского собора в Смоленске, но благодаря развитию стиля за двадцать с лишним лет, разделяющих эти произведения, иконостас в Овиновщине был более органичным и пластичным.
Села, в строгом смысле включавшие церковь и дома причта, были нервными узлами, концентрировавшими духовную и экономическую жизнь края. В храмах регулярно велись службы, собиравшие окрестное население. По престольным праздникам в селах проводились многолюдные ярмарки. Помещики предпочитали селиться ближе к селам, устраивая сельца. Со второй половины XVIII в. начался значительный культурный подъем Сафоновской земли, связанный с расцветом дворянской усадебной культуры.После указа Петра III 'О даровании вольности дворянству' (1762 г.) каждый дворянин мог оставить государственную службу, выйти в отставку и переселиться в усадьбу, чем многие тут же и воспользовались. Получив освобождение от службы, дворяне стали заниматься обустройством усадеб. Начинается активное каменное строительство сельских храмов, усадебных домов, хозяйственных и служебных построек, устраиваются парки, пруды. В 'век Екатерины' в России было построено огромное количество усадеб высочайшего художественного уровня. Усадьба не только изменила жизнь русского дворянства, но и стала одной из самых значительных страниц русской истории и культуры.
Дворянские усадьбы являлись важнейшими культурными гнездами страны, формировавшими единое культурное пространство России. В крупнейших усадьбах были сосредоточены значительные культурные ценности: богатейшие коллекции выдающихся произведений искусства, замечательные библиотеки и родовые архивы.Здесь создавались блестящие архитектурно-парковые усадебные комплексы, включавшие в себя большие усадебные дома, служебные и хозяйственные постройки, ландшафтные парки, пруды, оранжереи, цветники. Великолепие усадьбам предавали роскошные балы, домашние театры и оркестры. В устройстве и украшении усадеб принимали участие выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники России.
Сафоновская земля необычайно богата замечательными дворянскими усадебными комплексами, центрами высокой хозяйственной, духовной и художественной культуры. Самыми выдающимися были усадьбы в селах Казулино (Лыкошины), Крюково (Лыкошины, графы Гейдены), Николо-Погорелое (Лыкошины, Барышниковы, Черкасовы), Овиновщина (Энгельгардты, Белкины, кн. Урусовы), Городок (Озеровы, кн. Голицыны, Сухотины).
Одним из самых значительных культурных центров края было село Николо-Погорелое - владение Барышниковых, богатейших помещиков Смоленщины. Еще прежний хозяин, П. А. Лыкошин, построил в селе в 1751 г. один из первых в крае каменных сельских храмов. В 1764 г. Николо-Погорелое было куплено Барышниковыми, которые развернули здесь масштабное каменное строительство. Уже в конце 1770-х гг. был воздвигнут большой двухэтажный господский дом, а также хозяйственные постройки: конный завод российских лошадей, скотный двор и винокуренный завод.
Нет комментариев