Уходящая эпоха.
О единственном мастере андижанских национальных ножей Уста Абдумалике Мухитдинове
Парадоксальная ситуация сложилась со славою узбекских ножей. Повсеместно их знают как «чустские»(по имени города Чуст), массово делают в Шахрихане, а о других школах этого древнего мастерства, и вовсе знают только специалисты. Почему именно Чуст, это понятно. В 70-х годах здесь было налажено массовое, заводское производство национальных ножей. Шахрихан – город в Андижанской области, недалеко от Чуста, где чудом сохранились и работают до сих пор десятки мастерских по производству ножей.
Шахриханские(«чустские») ножи насчитывают множество видов и форм, каждая из которых имеет свое название. В большинстве своем это классические ножи с широким прямым лезвием и средней по толщине рукоятью.
Ножи мастеров Шахрихана расходятся сотнями по всем туристическим трассам Узбекистана. В Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Шахрисабзе или Хиве очень мал шанс встретить пичак, не похожий на все остальные. Обычно это изящный узкий клинок, с тонкой рукоятью, поражающий своей грацией. Андижанский пичак.
Если доведется вам попасть в славный Андижан, то непременно отправляйтесь на площадь перед старым базаром, где в здании старинного медресе развернулся Андижанский литературный музей. В его экспозиции большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства. Один из стендов полностью посвящен искусству создания андижанских пичаков.
Именно здесь, глядя на сверкающий ряд прекрасных, словно перо волшебной птицы, ножей, приходит осознание андижанского пичака как формы, как традиции, как направления, как мощной древней школы высокого искусства.
Еще в послевоенные годы, в Андижане работали многие мастера ножей (пичокчи). Здесь были целые улицы и махалли , жители которых представляли старинные династии создателей ножей. В наши дни, чтобы найти классический андижанский нож, приходится приложить огромные усилия. На наших глазах уходит в историю целая школа.
Живет в Андижане удивительный мастер, человек-легенда. Хранитель тайн древнего мастерства. Абдумалик Мухитдинов. Человек из звездной плеяды мастеров. Он высок, скромен и немногословен. Вряд ли он сам когда-либо задумывается о собственной значимости в целом направлении древнейшего из искусств.
Он, в силу возраста, работает уже не много. В месяц создает не более 8-9 ножей. Его пичаки расходятся по сувенирным лавкам Узбекистана, теряясь в сотнях не менее прекрасных шахриханских ножей. И все же они особенные. Даже на взгляд непосвященного.
У андижанских пичаков Абдумалика Мухитдинова тонкая стильная рукоять. Это характерно для большинства андижанских ножей. Клинок андижанского ножа - традиционный для узбекских пичаков, однако значительно меньший по размеру и ширине.
Здесь есть форма клинка «койке» с загнутым носом, похожая на лодку. Немало лезвий «тугри» широких и прямых, чаще всего используемых на кухне. Часто встречаются лезвия формы «толборги» что переводится как ивовый листок.
Но самое удивительное в ножах Усто Абдумалика, помимо изящества и грации, невероятное единение в общем образе пичака, одновременно образов кухонного ножа и боевого оружия.
Клинки мастера близки по форме к арабским боевым ножам, однако за счет меньшего размера и более широкой части лезвия у основания, не несут в виде своем агрессивного тона. При взгляде на них получаешь особое эстетическое наслаждение, как от великолепного произведения искусства.
При всем при этом, андижанский нож – отменного качества кухонный инструмент для того, кто знает толк в хороших ножах ручной работы.
Так что, когда примете решение купить для себя эксклюзивный узбекский нож, обязательно поспрашивайте продавцов пичаков на многочисленных базарах. Нет ли у них ножа работы старого андижанского мастера Абдумалика Мухитдинова. А впрочем, если его ножи там будут, то вы их теперь сразу узнаете.
Небольшой, грациозный, изящный, стильный. Андижанский пичак.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев