«Ду Пуса» 毒菩萨 и «Цяо Лохань» 俏罗汉 — это не имена, а прозвища: и «Ду» 毒, и «Цяо» 俏 — не фамилии, что легко проверяется по «Байцзясин» — списку, включающему все фамилии китайского языка. Настоящих имён этих женщин мы не знаем.
Прозвище «Ду Пуса» 毒菩萨 означает «Ядовитая Бодхисаттва». «Ду» 毒 — это тот же иероглиф, что и в названии организации убийц, к которой она принадлежит: «Ядовитые Скорпионы» 毒蝎. Вторая половина названия, иероглиф 蝎 — часть имени возглавляющего «Скорпионов» Сецзелюбо 蝎揭留波. Можно предположить, что Ду Пуса присутствовала в организации уже на момент основания, т. е. они с Сецзелюбо познакомились ещё раньше. Показательно, что принадлежность Ду Пусы к «Ядовитым Скорпионам» обозначена не просто деталью одежды, как у Цяо Лохань, а аж татуировкой в виде скорпиона на бедре. Впрочем, то, что Ду Пуса — наиболее близкий к Сецзелюбо член «Ядовитых Скорпионов», в сериале и так заметно. Она — соблазнительница, специализирующаяся на ядах, поэтому у меня напрашивается фанон, что она тоже из народности мяо.
Прозвище «Цяо Лохань» 俏罗汉 означает «Изящный Архат». Гендерная идентичность Цяо Лохань вызывает у меня вопросы: то Ду Пуса подкалывает её насчёт её неженственности, то она маскируется под мужчину, наклеивая усы, а в артбуке сказано, что она любит одеваться как человек без пола... Конечно, это можно трактовать по-разному, но мне нравится считать Цяо Лохань гендерно-небинарной персоной или агендером. В любом случае, кокетливая, нарочито феминная Ядовитая Бодхисаттва в откровенных нарядах и серьёзная, нарочито неженственная Изящный Архат в скрывающей фигуру хламиде отлично оттеняют друг друга и составляют яркий дуэт.
Кто такие архаты и бодхисаттвы?
Архат, согласно более ранней ветви буддизма, тхераваде (распространённой в Юго-Восточной Азии), это человек, полностью избавившийся от омрачений и достигший наивысшей степени просветления — нирваны. В тхераваде считается, что стать архатом могут только буддийские монахи.
В махаяне же (более позднем ответвлении буддизма, распространённом в Северной и Восточной Азии, в т.ч. в Китае) любой буддист, не только монах, может достичь просветления. Архаты, согласно махаяне, зациклены на собственном просветлении и не могут достичь Всеведения — его самой последней стадии, поэтому им следует выйти из эгоистической «нирваны для себя» и вступить на путь бодхисаттв.
Концепция бодхисаттвы является одной из ключевых в махаяне: бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от ухода в нирвану, чтобы остаться в сансаре и спасти из неё всех живых существ. При этом отказ бодхисаттвы от нирваны означает, что он достигает, но не останавливается на нирване тхеравады, которой достигают архаты: он стремится постичь более высокое «состояние будды», в котором дополнительно присутствует Всеведение. В китайском буддизме считается, что, продолжая пребывать в сансаре ради спасения всех живых существ, бодхисаттва «ведёт себя так, будто он в нирване, не испытывая страданий» (читавшим «Благословение небожителей» Мосян Тунсю эта фраза покажется знакомой).
Получается, Ядовитая Бодхисаттва и Изящный Архат символизируют две основных ветви буддизма — тхераваду и махаяну, т.к. архат — ключевое понятие в 1й, а бодхисаттва — во 2й.
То, что убийцы носят в качестве прозвищ термины, обозначающие разные виды буддийских «святых», не должно смущать: 1) причудливые прозвища с аллюзиями на буддийскую и индуистскую мистику часто встречаются в уся; 2) из-за проблем с Тибетом буддизм на китайском ТВ обычно предстаёт в негативном ключе.
Оставшиеся двое из четырёх главных убийц в «Ядовитых Скорпионах» это Цзян Гуай 蒋怪 по прозвищу Золотоволосый 金毛 и Цинь Сун 秦松 по прозвищу Колдовская Песня 魅曲.
Нет комментариев