Театральные труппы из Польши, Чехии, Литвы, Украины, Франции, Германии, Латвии, Грузии, Швейцарии, даже Южной Кореи — афиша фестиваля до 2020 года выглядела как культурный навигатор всего континента. Здесь выступали драматические театры, уличные коллективы, цирковые труппы, современные танцевальные перформанс-группы. Главное — всё это было живым, подвижным, разножанровым. И искренне международным.
Сегодня — совсем другая история.
В 2025 году «Белая Вежа» пройдет в 29-й раз, но формулировка «международный фестиваль» звучит всё более условно. Участники — исключительно из стран, дружественных официальному Минску. В программе — театры из Беларуси, России, Армении, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Ни одной страны Евросоюза. Ни одной независимой площадки. Ни одного украинского театра, хотя ранее именно украинские уличные постановки — как, например, львовский театр «Воскресиння» со спектаклем «Поезд из Львова» на площади Ленина в 2017 году — собирали аншлаги и создавали то, что принято называть атмосферой живого фестиваля.
К 2019 году география «Белой Вежы» включала 13 стран. Сегодня — шесть, и то из постсоветского пространства. За исключением России, это скорее дань протоколу, чем культурный обмен. И это не только потеря масштаба, это потеря смыслов.
Если количественно фестиваль и стал шире — в афише заявлено 32 спектакля против 23 в 2024 году, — то по содержанию он предсказуем до боли. Из них почти треть посвящены теме Великой Отечественной войны, даже детский спектакль «Бах-Бах-Бах» от Смоленского театра кукол не избежал военной тематики. Это не просто военные драмы — это системная реплика одного и того же сюжета, где единственной эмоцией становится трагизм, повторённый десятки раз.
Праздник театра всё больше напоминает театрализованный отчёт — строгий, выверенный, отфильтрованный. Критическое мышление, игровая природа сцены, смех, драма о любви или абсурде повседневности — всё это оказалось лишним. В идеологической рамке нет места для игры.
Самое ощутимое отсутствие — это уличные спектакли. Когда-то они были сердцем «Белой Вежы»: живые, визуально мощные, доступные любому прохожему. На площади Ленина в разные годы выступали театры из Львова, Праги, Вильнюса. В 2013 году чешский театр V.O.S.A. с постановкой «Высокие мечты» превратил центральную площадь Бреста в поэтичную фантазию. Эти вечера собирали толпы, сближали случайных зрителей и актёров, и были тем, что делало фестиваль по-настоящему городским.
До 2020 года у «Белой Вежы» был шанс стать брендом не только города, но и всей культурной Беларуси — как Edinburgh Fringe для Шотландии или Malta Festival для Познани. Сегодня — это мероприятие для внутреннего потребления, замкнутое в политической географии и репертуарной ротации о прошлом.
С момента, как Беларусь политически поддержала военные действия против Украины, фестиваль почти полностью лишился европейского участия. Украинские театры, бывшие частыми и яркими гостями, больше не приезжают. Европейские театры — тем более. Открытые жанры, интернациональные формы, диалог на площади — всё это осталось за чертой 2020 года.
Фестиваль «Белая Вежа» больше не зеркало мира. Это уже давно не праздник театра — это аккуратный идеологический концерт, собранный из фрагментов прошлого, в который не входят сегодняшние смыслы. А жаль. Потому что театр — это в первую очередь разговор. А без настоящего диалога — нет ни искусства, ни будущего.
#белаявежа #театр #брест #брестновости
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев