Свидетелей трагедии уже нет в живых. Без малого, двяносто лет минуло, с той поры. Где ж их возьмёшь очевидцев-то? Были, конечно, долгожители на селе. Матрёна Дыбина и Вера Чистякова лет до ста дожили. Так ведь это когда было-то? В былинные времена, крестьянки и "коня на скаку останавливали, и в горящую избу входили". Правда, пожаров в Козлове, в те лета' не было, а всех породистых жеребцов в колхоз забрали, остались на подворье немощные клячи да бурёнки и другая мелкая живность, но не суть не в этом. Видно сам Бог миловал наших предков от напасти, да и местные "пожарные" работали на совесть, а не за деньги.
От прессы, для этой статьи, толку никакого. Местная районная газета, тех лет, "Колхозный край", была "органом печати" г-пос. райкома ВКП(б) и писала только о счастливой крестьянской доле. Агитировала несознательных сельчан вступать в колхозные артели и гурьбой идти к коммунизму. Но не в "тёмном" прошлом, не в наступившем "счастливом" будущем, места для урагана 1932 года видно не нашлось. Может и были какие документы, в архивах КГБ с грифом "совершенно секретно" и под кодовым названием "Диверсия инопланетян". Только кто же меня допустит к этим "секретным материалам". Единственным источником для этой повести бренных лет стало устное народное творчество, передаваемое из уст в уста, по наследству от бабушек к внукам, а от внуков в интернет...
Шёл 1932 года. На полях, чернозёмной, посадской земли, созревали рожь и овёс. Кукурузу в те давние времена, ещё не сажали, потому как не ведали, что она является "царицей полей", знали только, что "хлеб всему голова". Козловские крестьяне, вступившие в артель "Новая жизнь", особо на колхозные харчи не рассчитывали, а больше надеялись на урожай со своей межи да на крестьянское подсобное хозяйство, поэтому лошадей, в колхоз отдавали, со слезами на глазах. Трудоднями да почётными грамотами сыт не будешь и лицо, от доски почёта, не поправиться, а кушать-то хочется. Семьи были большие. Свету в домах не было. А чем по вечерам-то заниматься? Радио слушать, миловться, да детей рожать - вот и все развлечения. Кино в клубе крутили редко, а на гулянку, замужних баб не пущали, да и детей "семеро по лавкам", какое уж там веселье...
Точное число и день недели, того трагического события затерялись в лабиринтах людской памяти. Одно известно точно. Произошло это несчастье летом, ибо всё началось с дождя. Жители улицы "Новая линия", впрочем как и остальные козловчане, сидели по домам и ждали когда разведриться. При каждом ударе грома набожные старушки крестились, а мужики курили ядрёный самосад и чертыхались:
- Дел не вповорот, работы по горло, "летний день - год кормит, а тут гроза, будь она неладна...
Ливень усилился, поднялся ураганный ветер и громыхнуло так, что стены в домах затрещали, а крыши зашатались и полетела матушка-солома куда глаза глядят, а глядели они, в ту пору, то на спасительные купола храма Рождества Пресвятой Богородицы, то на зажжённые, под образами, лампады, в красном углу дома, пока ещё целого.
- Что дочертыха'лись, ироды? Прогневали Господа?!
Сказала старушка, остолбеневшим, от неожиданного поворота событий, мужикам и это были её последние слова, в этой жизни. Может так это было или по-другому, теперь как узнаешь. Бабки-то той больше нет...
Сколько было жертв, в тот злополучный летний день, доподлинно неведомо. Известно только о гибели Григория Чистякова, которого убило молнией в своём дому, у дымохода русской печки. Видно не зря ему говорила жена Ольга:
- Не курил бы ты, Гришинька, в грозу...
Тот ураган, срывающим крыши домов, ломающим деревья, и разрушающий стены, стал роковым для целой улицы старого русского села Козлово. Изменил людские судьбы и дальнейший путь развития колхоза "Новая жизнь". Более 20 домов были разрушены и стали непригодными для дальнейшего проживания. Люди покидали родные места, переселялись, кто в Посад, кто в Непотягово. Село стало меньше на одну треть, и работников в артели заметно поубавилось. Засуха и неурожай делали своё чёрное дело. Колхоз терпел убытки. Наступали трудные времена, прозванные в Украине "голодомором"...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
( Вот о чём писали в газете, в то время когда мог быть ураган)
После опубликования в Колхозном Крае статьи о Непотяговском колхозе, дело в лучшую сторону не двинулось а осталось все по прежнему.
Предколхоза Селиверстов на заявления колхозников об исправлении ошибок, заявляет: – до уборочной еще долго, исправим и наладим все.
Инвентарь попрежнему валяется поломанным, веялки находятся без ситов. Бригадиры просили веялки и инвентарь закрепить, но предколхоза обещал их отремонтировать.
Время скоро жать рожь, но ни один бригадир не знает, где его участки.
С безобразиями в Непотяговском колхозе надо решительно покончить. В это дело надо вмешаться РКИ. Бригадиры колхоза: Лаврентьев И.Н., Баранов М.И.
Логотип газеты "Колхозный край"
У нас кулаков нет – заявляют сельсоветчики. Верно ли это?
Еще к 1-му июля сельсоветы должны были представить в районную налоговую комиссию списки кулацких хозяйств для обложения их индивидуальным налогом. До сих пор ни один сельсовет за исключением Скомовского этого дела не сделал. Но и последний отнесся к этой задаче оппортунистически, выявив всего на всего одного кулака.
Свою политическую близорукость и бездеятельность в выявлении кулаков, руководители сельсоветов стараются оправдать отсутствием таковых в районах своей деятельности. Председатели Новосельского, Козловского и Андреевского сельсоветов заявляют: “У нас кулаков нет, не все же быть кулакам”.
Такие разговорчики о кулаке только можно объяснить отсутствием классового чутья у руководителей означенных сельсоветов. Последние очевидно незнакомы с учением Ленина, который говори...Ещё1932 год, 26 июля. У нас кулаков нет – заявляют сельсоветчики. Заметка в газете “Колхозный край”.
Логотип газеты "Колхозный край"
У нас кулаков нет – заявляют сельсоветчики. Верно ли это?
Еще к 1-му июля сельсоветы должны были представить в районную налоговую комиссию списки кулацких хозяйств для обложения их индивидуальным налогом. До сих пор ни один сельсовет за исключением Скомовского этого дела не сделал. Но и последний отнесся к этой задаче оппортунистически, выявив всего на всего одного кулака.
Свою политическую близорукость и бездеятельность в выявлении кулаков, руководители сельсоветов стараются оправдать отсутствием таковых в районах своей деятельности. Председатели Новосельского, Козловского и Андреевского сельсоветов заявляют: “У нас кулаков нет, не все же быть кулакам”.
Такие разговорчики о кулаке только можно объяснить отсутствием классового чутья у руководителей означенных сельсоветов. Последние очевидно незнакомы с учением Ленина, который говорил: “мелкое товарное хозяйство порождает капитализм и буржуазию ежедневно, ежечасно, стихийно в массовом масштабе”.
Мелкое товарное производство у нас еще существует, а поэтому есть в деревне и кулак. Последний старается сейчас прикрыться средняком и под этой маркой зачастую укрывается от налогового пресса.
Месяц тому назад райфо на 500 ч. спустило сельсоветам списки задержанных по спекуляции, но сельсоветы почему то не считают нужным обложить их индивидуально.
В селе Дубенках Загорского сельсовета вся общественность требует обложить спекулянта Афиногенова, а сельсовет об этом не думает. Так же не хочет привлекать к индивидуальному обложению Шельбовский доход служителей религиозного культа Орлова Д.С. из села Осановец и Давыдова из села Рыковская Новоселка.
“Кулаки есть!” – заявляют председатели Петрово-Городищенского и Подолецкого сельсоветов, но и они не торопятся с представлением списков в налоговую комиссию, отделываясь отговорками – “некогда”, “на днях пришлю” – и в результате в этих сельсоветах на сегодня не выявлено ни единого кулацкого хозяйства.
Такое положение недопустимо Надо крепче ударить по оппортунистам, прикрывающим кулаков. Необходимо по большевистски взяться за выявление кулацких хозяйств, мобилизуя на это колхозный и бедняцко-середняцкий актив села.
Марков.
Источник: “Колхозный край”, трехдневная газета Г.Посадского Райкома ВКП(б) РИКа и Райпрофсовета., 26 июля 1932 года. Орфография источника сохранена. Документ подготовил к печати В.Е. Махалов.
Упоминание: Скомово, Новоселка Глумовская, Козлово, Дубенки, Загорье, Шельбово, Осановец, Новоселка Рыковская, Петрово Городищи, Подолец.