Начнем наш обзор с высказывания крупнейшего русского археолога графини П.С. Уваровой, исследовавшей в 1886 г. в окрестностях Новороссийска археологические древности: «Полюбился же более всех, должно быть, край этот генуэзцам, ибо на всех средневековых итальянских картах Цемесская бухта слывет под именем «Calo-Limena» (красивая бухта). И правы же в самом деле итальянцы: бухта прелестна, как по своим голубым волнам, по далекому синему горизонту, по тихому пристанищу, которая представляет она мореходу, так и по далекому, богатому ущелью, по зеленым своим горам»
С XIII века Черное море, бывшее до того заповедным бассейном Византийской империи, стало доступным для итальянского купечества. Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. предоставило такую возможность сначала венецианцам, а затем генуэзцам. Два главных караванных маршрута с Востока в Европу оканчивались с середины XIII века в Причерноморском бассейне. Один — в столице Понтийской империи Великих Комнинов – Трапезунде, другой — в устье Дона, где возникает итальянская фактория Тана. Генуэзцы, думается, раньше поняли суть происшедших перемен и поспешили заключить договор с Никейским императором Михаилом VIII Палеологом в 1261 г., прямо перед возвращением им прежней столицы Византии — Константинополя из рук развалившейся Латинской империи крестоносцев. И довольно быстро, с середины 60-х годов XIII столетия берега Черного моря стали покрываться сетью торговых факторий генуэзцев, некоторые из которых превратились в города в полном смысле слова или составляли особое городское ядро в старых городах Крыма, Кавказа, Понта.
Генуэзские фактории были хорошо укреплены, в крепостях имелись гарнизоны. Они поддерживали союзнические отношения с монголо-татарскими ханами, которые формально являлись верховными владетелями территории колонии, но предоставляли им полное самоуправление, сохраняя власть лишь над подданными ханов. Тем не менее, генуэзские колонии неоднократно подвергались нападениям и разорениям со стороны татарских ханов. В тоже время торговая деятельность генуэзских купцов сочеталась с грабежом и эксплуатацией местного населения. После падения византийских империй (1453 г.) международное положение колоний ухудшилось. В 1475 г. генуэзские колонии в Северном Причерноморье были захвачены и разгромлены Турцией и ее вассалом Крымским ханством.
Изучение истории колониальной политики итальянских республик в районе Северного Причерноморья XII – XV вв. давно привлекает внимание историков.
Попытаемся обобщить наши знания о длительном пребывании генуэзцев на полуострове Абрау.
Объект, связанный с присутствием итальянцев, расположен на возвышенности, которая находится в прибрежной черте поселка Широкая балка. Это плато у подножия горы Амзай. Оно поросло густым лесом, который скрывает руинированные остатки строений из песчаника, посредине которых имеется глубокий колодец. По видимому, о нем писал черкесский просветитель XIX века Султан Крым-Гирей2: «В 15 верстах к юго-западу от Новороссийска на горе, известной у натухайцев под именем Нелять (Злодей), видел в 1865 г. остатки цитадели, называющейся в преданиях горцев Дженуэз-Кале (Султан Крым-Гирей, 1874), т.е. генуэзская крепость. Следы её были в то время хорошо заметны. Высота горы, на которой она была построена, простирается до 2300 футов. В стратегическом отношении цитадель имела значительные преимущества. У натухайцев, обитавших в этой местности, сохранилось предание об осаде этой цитадели каким-то сильным пришельцем. Гарнизон укрепления сопротивлялся довольно долго, но, узнав намерения неприятеля лишить осажденных всякого сообщения с внешней местностью и воды в особенности оборонявшиеся выкатили из цитадели пять бочек превосходной воды в доказательство того, что осажденные не нуждаются в ней. Тогда неприятель снял осаду и ушел на судах. В цитадели был колодец, который видел Султан Крым-Гирей». Он выкопан в центре бывшей крепости».
«Нелять-гора разграничивает два ущелья: ближайшее к Новороссийску – Цусхабское и по ту сторону горы – Суо. В ущельях этих находились аулы тех же имен. В них сохранились христианские памятники: молельни с барельефными крестами и могильные — из камня и прочее. В наше время некоторые черкесы, жители этих ущелий имели обыкновение по субботам зажигать в саклях восковые свечи, не работать по воскресеньям, упоминать в молитвах Марию, т.е. Мать Иисуса Христа, не смотря на то, что считали себя мухаммеданами» (Султан Крым-Гирей, 1874.
Есть основание полагать, что значительное религиозное влияние в Причерноморье Северо-Западного Кавказа на черкесское население оказывали христианские народы, в частности, Византии и итальянских республик.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 27
В курортном посёлке Широкая Балка почти каждый желающий может посмотреть, остатки крепости, рвы и глубокий колодец. Потратив около получаса лесными тропами можно выйти на территорию Генуэзской крепости, вцентре которой находится старинный колодец, подходить близко к нему не советую, местоопасное, ничем не огороженное, а колодец очень глубокий. Мобильная связь на территории развалин не работает, во всяком случае, МТС