К 200-летию Оковецкого собора (1821-2021 гг.)
Храм стоит на горе — над горою века.
Купола в серебре расплескала река.
Был забыт и убог, и страдал много лет,
А теперь в тебе Бог, а теперь в тебе Свет.
Распинали тебя, жгли иконы твои —
Но ты вынес, скорбя, окаянные дни…
Над рекой слышен звон, над горой — купола.
У святынь и икон так молитва тепла.
Александр Попов
Ржевско-Оковецкий храм величественно украшает правобережье нашего города вот уже два столетия.
В исторических документах первые упоминания о ржевской святыне встречаются в 1715 году. Это Прошение к царю Петру I «об устроении деревянной церкви во имя Пресвятыя Богородицы Чудотворного Ея образа Ржевския с приделами Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столобенского». Ржевские ходоки — князья Путятины и знатные горожане — обратились к великодержавному русскому царю и получили доброе согласие на столь важное дело.
Тогда ржевские земли входили в Санкт-Петербургскую губернию и были административно подчинены столичным окраинным территориям. Для нашего города, первого на Волге, это было важным и значимым фактором его развития.
Петровская эпоха была ознаменована радикальной перестройкой всей экономической и политической жизни русского государства. Не менее эффективной была деятельность первого русского императора и по отношению к церкви, главной задачей которой стала строгая подчиненность и служение царю. Все церковные вопросы стали решаться коллегиально созданием Указа об образовании Святейшего Синода (Духовной коллегии), митрополит же был впервые не выбран, а назначен волей и личным царским пожеланием. Более того, в период правления Петра I проводилась большая реорганизация церковных строений, повсеместно сокращалось количество культовых зданий, убывала численность монастырских владений.
Возведение нового храма в Ржеве, думается, стало непростым решением Государя. Ржев всегда был заметен среди древних поселений России своей духовной мощью и гражданской крепостью, но и постоянно требовал внимания к своим особым вопросам жизнедеятельности.
Новую церковь планировалось возводить в Береговой Зарецкой (Иоанновской) слободе (в районе современной ул. Марата) — в самой сердцевине больших расселений староверов (раскольников), отношения с которыми всегда отличались неровностью, сложностью и противоречивостью. И все же вопрос был решен положительно. В 1717 году по указу Патриаршего Местоблюстителя митрополита Стефана Яворского было разрешено строительство деревянного храма Ржевской Богоматери.
Оковецкая церковь возводилась долго. Большие свои труды здесь приложил настоятель ржевского Успенского собора Семен Львович Протопопов, в 1720-е годы он был священником главного ржевского храма, протоиереем, а в 1742 году упоминается как протопоп.
Первым священником Ржевского Оковецкого храма (известным на сегодня) был Григорий Ульянов, который на 1746 год состоял в этой должности. Через пять лет на служение в этом сане рекомендован Максим Иванов.
Только к 1758 году, почти через сорок лет после хождения к великому царю Петру ржевских просителей, были подготовлены документы на полное окончание строительства деревянного Оковецкого храма, и в 1759-м состоялось первое освящение всех трех престолов церкви. Священником ее на тот момент был Максим Иванов, дьяконом Иона Никифоров (переведен из Ржевской Предтеченской церкви). Спустя десять лет Иона Никифоров станет в Ржевской Оковецкой церкви священником. Чин освящения храма проводил настоятель Ржевской Успенской церкви Иван Алексеев.
Ржевский храм Оковецкой Божией Матери возводился практически параллельно с еще одной верхневолжской святыней: в это же время строилась и Смоленская церковь в местечке Оковцы (тогда это Оковецкая волость Ржевского уезда). Напомним, что именно в Оковском лесу еще в 1539 году близ этого поселения и было явление сразу двух чудотворных икон. Указанием царя Ивана Грозного в прославление святынь там сложили деревянную церковь. В середине XVIII века церковь в селе Оковцы была возведена из камня. В 1751 году освятили сразу три ее престола: Одигитрии Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста Господня и Святителя Николая.
Ржевская Оковецкая деревянная церковь весьма быстро стала ветшать. Сказывалось ее местоположение: близость воды, а значит, и переувлажненность почвы, загнивание деревянного сруба, действие ветров. Постоянно требовалось привлечение дополнительных материальных средств для сохранения от разрушения этого здания.
Значительное усердие в восстановительных и постоянных реставрационных работах прикладывает священник Василий Рубцов, который два десятка лет, с 1786-го и до конца жизни, беззаветно служил в Оковецкой церкви. Василий Дмитриевич был родом из старинного рода тверского духовенства — монастырских священников, вышедших из древней Опекаловской обители. Эти многовековые династии священнослужителей (Афанасьевские, Александрийские, Вишняковы, Рубцовы) известны и поныне. Пращур Василия Дмитриевича Еремей (в монашестве Ефрем) — иеромонах Опекалова Вознесенского монастыря Старицкого уезда (около д. Мологино, в верховьях Бойни, неподалеку от деревень Новый и Старый Рукав). В нем было 8 келий и две деревянные церкви: Покрова Пресвятой Богородицы и Вознесения Господня. Недалеко от Мологинского лесничества стояла часовня, «построенная в незапамятные времена на месте бывшего мужского Вознесенского Опекаловского монастыря, разрушенного, как говорит предание, при Литовском нашествии».
Повседневная жизнь ржевского храма была тяжелой. В Тверском архиве сохранилась папка документов на ремонт и подновление церкви. Непростыми были и кадровые решения: кто-то уходил в гражданское ведомство, не найдя себя в храмовой деятельности, проявлялись и человеческие пороки, и многие жизненные обстоятельства.
В Ржеве родились и выросли четыре сына Василия Рубцова и дочь Анна.
Старший сын Александр окончил Тверскую духовную семинарию. На 1813 год — учитель Ржевского духовного училища, с 1816-го — священник Тверской Вознесенской церкви, в 1841 году — протоиерей.
Именно Александр Рубцов стал одним из инициаторов перестройки Вознесенского храма на Тверском проспекте нашего областного центра. Будущий каменный Ржевский Оковецкий храм и Тверской храм Вознесенья имеют много общего и в почерке архитектора, и в отделке, и внутреннем убранстве.
Еще один сын ржевского священника и стал первоустроителем Ржевского Оковецкого храма. Андрей Рубцов после окончания богословского курса Тверской духовной семинарии в 1806 году был возведен в сан священника на место своего покойного отца — в Оковецкую церковь. Через двадцать лет был произведен в протоиереи Ржевского Успенского собора. За усердие в строительстве храма он был награжден высшим духовным начальством. В 1833 году священник был переведен в Пятницкую церковь Бежецка, потом трудился в Троицкой церкви Зубцова и одновременно в Зубцовской Никольской церкви.
Третий сын Василия Рубцова Михаил после окончания Тверской духовной семинарии выбрал нелегкий путь монашества в Троицком Селижаровом монастыре с наречением имени Михаил Малеин.
Православной церковью очень почитается преподобный Михаил Малеин. Именно он укрепил в вере Афанасия Афонского, основателя Великой Афонской Лавры в Греции.
Младший сын Василия Рубцова Иван окончил Тверскую семинарию, служил в Оковецкой церкви диаконом. Это было непростое время Отечественной войны 1812 года. В 1823 году он выбыл на гражданскую службу: чиновник канцелярии тверского губернатора. А его сын Николай, внук ржевского пастыря Василия Рубцова и родной племянник первоустроителя каменного храма, был одним из первых тверских краеведов, видным общественным деятелем губернии, занимал важные государственные посты, получил чин тайного советника. Блестяще окончив Тверскую гимназию, он учился в Московском университете. С 1845 года являлся старшим помощником правителя канцелярии тверского губернатора А.П. Бакунина, затем был секретарем губернского статистического комитета. С 1860 года — инициатор и устроитель первой публичной библиотеки в губернском центре, а в 1866-м становится зачинателем Тверского музея, куда передает свои личные коллекции по этнографии и минералогии. Затем с 1870 года — правитель канцелярии Виленского и Минского генерал-губернатора. Свой след оставил Николай Рубцов и в истории ржевского краеведения. Это литературные очерки о Ржеве, которые открывают цикл его зарисовок о городах губернии (Осташков, Торжок, Кашин, Старица).
Действительно, уникальных людей рождает провинция. И Ржев в этом ряду выглядит весьма достойно. Только один род Рубцовых выпестовал для России и Тверского Верхневолжья столько личностей, а ведь мы поведали еще не о всех Рубцовых!
Именно такие сильные натуры с высоким духовным порывом, преданностью к отеческой земле, ярким патриотическим накалом подвигают общество развиваться, верностью и честью служат ему умом, сердцем, поступками и помыслами. Конечно, они достойны подражания, ими восхищаются, но так же трудно и боязно следовать по их стопам. Может быть, поэтому их забывают?
Историческая справка
1821 год: в Ржеве построена каменная церковь с тремя престолами: Оковецкой Божией Матери, Иоанна Предтечи, Преподобного Нила Столобенского.
1832 год: освящен холодный придел Оковецкой Божией Матери, в 1834 и 1837 годах — теплые приделы Иоанна Предтечи и преподобного Нила Столобенского чудотворца.
1841 год: построена колокольня Оковецкой церкви.
С 1933 года в храме полное забвение духовной жизни, с 1956 по 1980 годы здесь находился краеведческий музей.
В 1991 году состоялась передача Тверской епархии всего комплекса Оковецкой церкви.
С 2011-2012 годов это кафедральный собор Ржевской и Торопецкой епархии.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3