Из мемуаров начальника канцелярии Министерства Императорского двора, генерал-лейтенанта Александра Александровича Мосолова:
«Подобно отцу, Николай II придерживался всего специфически русского.
Помню фразу, сказанную им знаменитой исполнительнице русской народной песни Плевицкой после её концерта в Ливадии:
– Мне думалось, что невозможно быть более русским, нежели я. Ваше пение доказало мне обратное; признателен вам от всего сердца за это ощущение.
Царь был большим знатоком родного языка, замечал малейшие ошибки в правописании, а главное, не терпел употребления иностранных слов.»
Ещё, Мосолов вспоминал, как после исполнения Плевицкой народной песни о ямщицкой тоске, Государь прошептал ему:
– «От этой песни у меня сдавило грудь…».
Плевицкая же в своих мемуарах так описала вышеупомянутое выступление в Ливадии:
– «В антракте Государыня беседовала со мной, говорила, что грустные песни ей нравятся больше, высказала сожаление, что ей раньше не удавалось послушать меня».
После того концерта в Ливадии, Надежда Плевицкая по особому приглашению ещё неоднократно выступала перед Царской семьей. Император Николай II называл Плевицкую «курским соловьём». Родившись в простой крестьянской семье в Курской губернии, Надежда Плевицкая (урожденная Винникова) всю свою жизнь мечтала заниматься одной лишь музыкой и благодаря своему незаурядному таланту и работоспособности, не имея музыкального образования, добралась до лучших театральных сцен страны. Визитной карточкой певицы стали русские народные песни, исполненные изумительным меццо-сопрано.
«Она приводила в восторг всех — от Монарха до его последнего подданного, типично русской красотой и яркостью таланта», — так художник Александр Бенуа говорил о Надежде Плевицкой.
А театральный критик Александр Кугель, посетивший концерт «курского соловья» в Кисловодске, так описывал охватившие его тогда эмоции: –«Когда запела Плевицкая, стало вдруг свежо, повеяло ветром полей, запахло поспевшей рожью, заголубели васильки, и чудилось, что земля дышит полной грудью… Слушая, хотелось плакать».
И действительно, по воспоминаниям очевидцев, во время её концертов Государь иногда опускал голову и плакал,а однажды, в знак благодарности Император Николай II подарил ей драгоценный перстень со своей руки. Императрица Александра Фёдоровна на одном из приёмов в Царском Селе за вдохновенное пение подарила Надежде Плевицкой брошь с бриллиантами в виде жука. Царская семья вообще была очень предрасположена к русскому стилю жизни, что отличало Её от классического придворного Петербурга ориентированного больше на запад. Для Императора Николая II встреча с исполнительницей народных песен Надеждой Плевицкой, был своего рода шаг к народу, откровением, для человека привыкшего и предостаточно знакомого с официальным "парадно-казённым" стилем исполнения тех же самых русских народных песен, услышать человека "от земли". Как-то раз Плевицкой было поручено поднести Государю Николаю II заздравную чашу, он медленно осушил её и поклонился: – «Спасибо вам, Надежда Васильевна. Я слушал вас сегодня с большим удовольствием. Мне говорили что вы никогда не учились петь, и не учитесь, оставайтесь такой какая вы есть, я много слышал учёных "соловьев", но они пели для уха, а вы поёте для сердца». Прижав руку к сердцу, Монарх добавил: «Самая простая песня в вашей передаче становится значительной и проникает вот сюда».
Сама же Надежда Плевицкая, в своих мемуарах «Мой путь с песней», особенно выделяла встречи с Царскрй семьей:
«Он рукоплескал первый и горячо, и последний хлопок всегда был Его. Я пела много, Государь был слушатель внимательный и чуткий. Выбор песен был предоставлен мне и я пела то, что было мне по душе.» <…> «Государь сказал, что Он помнит мои песни и напевает их, а Великая Княжна Ольга подбирает на рояле мои напевы. Я ответила, что все мои напевы просты, музыкально примитивны. Государь убедительно сказал: – Да не в музыке дело – они родные.»
#русскаяистория
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1