Между тем, в Японии, каждый выпускник школы знает его имя. На острове Мияко есть улица, названная в его честь, а на Окинаве установлен памятник этому выдающемуся человеку. Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения нашего земляка, ученого мирового масштаба Николая Александровича Невского. Востоковед, японист, этнограф, лингвист, доктор филологических наук родился 18 февраля 1892 года в Ярославле в семье коллежского секретаря Александра Александровича Невского, служившего следователем Ярославского окружного суда в Пошехонье. Детские и гимназические годы Н.А. Невского прошли в Рыбинске, который он называл своей родиной. Лишившись матери в возрасте 11 месяцев от роду и отца в возрасте 5 лет, Николай Невский воспитывался в семье деда по матери Николая Александровича Соснина священника Спасо-Преображенского собора, а после его смерти сестрою матери. В 1900 г. поступил в Рыбинскую классическую гимназию, где все время, за неимением средств, учился на небольшую стипендию, а с четвертого класса занимался помимо того репетиторством. Окончил гимназию с серебряной медалью. События Русско-японской войны, поражение страны в схватке с незнакомым врагом, сформировали интерес к неизвестной культуре и мальчик, обладая редким лингвистическим даром, решил посвятить себя изучению восточных языков.
Следуя своей мечте, он блестяще окончил восточный факультет Петербургского университета по японо-китайскому разряду, и в 1915 году был направлен на двухгодичную стажировку в Японию. Темой своей работы молодой русский ученый избрал одно из первичных верований Японии синтоизм: памятники, сравнительное изучение фольклора разных провинций, храмовых праздников, гаданий, шаманства, детских игр, народных песен и танцев, то есть то, что составляет предмет этнографии. Невский сделал для себя множество открытий, и понял, что главные находки его ждут в глухих уголках страны. Ученый писал, что главная цель его работы – найти исходные пункты зарождения мифов, мифологические центры внутри страны, которые прольют свет на происхождение самой японской нации. Стажировка прошла успешно, но, оставшись без средств к существованию из-за революционных событий на родине, ученый вынужден был поступить на японскую службу, в Коммерческий институт г. Отара на острове Хоккайдо, в качестве преподавателя русского языка. За три года он изучил язык и фольклор айнов – аборигенов о. Хоккайдо. Так появилась крупная работа Н.А. Невского «Айнский фольклор», которая при его жизни была опубликована лишь частично. В полном варианте она увидела свет только в 1972 г. С 1922 по 1929 г. Н.А. Невский живет в Осаке. Он профессор русского языка в Институте иностранных языков. Это был период углубленных занятий фольклором, этнографией и диалектами островов Мияко, разработки фольклорных и языковых проблем племени цоу аборигенов острова Тайвань, а также зарождения интереса к тангугике этнографии и культуре тангутов. Собранный Н.А. Невским во время пребывания на островах Мияко уникальный материал был издан в 1935 г. в книге «Материалы по говорам языка цоу». В осакский период жизни Н.А. Невский заявил о себе и как тангутовед. Тангутика стала тем направлением его творчества, в котором ему суждено было совершить свой главный научный подвиг. Тангуты – народ тибето-бирманской труппы, образовавшей в X в. государство на севере Китая, которое было разрушено Чингисханом. Тангуты создали собственную письменность, литературу, высокоразвитую культуру. Огромное собрание тангутских рукописей из города Хара-Хото, который перестал существовать в результате монгольского нашествия семь веков назад, привез в начале 20 в. в Азиатский музей в Петербурге знаменитый русский путешественник П.К. Козлов. Эту тайну пытались разгадать многие ученые мира, занимавшиеся вопросами тантугской письменности. Расшифровать эти рукописи и пролить свет на историю и культуру тангутов удалось лишь одному Н.А. Невскому.
В 1929 г. вняв уговорам советских востоковедов и официальных лиц, Невский возвращается в Ленинград сложившимся ученым, которого в Стране восходящего солнца назвали «отцом японской этнографии». Он продолжает научную деятельность в области японского языкознания по трем основным темам: изучение рюкюских диалектов, история языка и социолингвистика, начинает большую работу в области исторической фонетики японского языка. Он читает лекции в университете и восточном институте, преподает в институте востоковедения, работает в Эрмитаже, пишет учебники по японскому языку для студентов. Через четыре года, наконец, сумеет добиться приезда из Японии в Ленинград жены и маленькой дочки. Николай Александрович обладал редким лингвистическим талантом, знал 16 труднейших восточных языков, а также немецкий, французский, латинский языки еще со времен обучения в рыбинской гимназии, в совершенстве изучил английский, на котором писал, и печатал в Японии свои статьи, был блестящим переводчиком. В 1934 г. в Ленинграде на базе нескольких институтов открыли специальные факультеты переводчиков японского языка, где Николай Александрович и его жена японка Мантани Исоко, вели большую работу.
24 ноября 1937 г. оба они были расстреляны по нелепому обвинению в шпионаже в пользу Японии. Только через двадцать лет в 1956 г. Невский был реабилитирован. Но даже после реабилитации обстоятельства и дата его гибели оставались неизвестными. Только в 1992 году Елена Николаевна Невская дочь ученого, получив доступ к следственным делам отца и матери, узнала, что обвинительные заключения были составлены в январе 1938 г. без указания точной даты, через два месяца после того как родители были расстреляны.
В 1962 г. Н.А. Невскому посмертно была присуждена Ленинская премия за эпохальный труд «Тангутская филология». Основные работы Н.А. Невского были изданы только в 70-е годы 20 века. Увидели свет и многие другие его работы и исследования, и сегодня их изучают востоковеды всего мира.
#рыбинск #РыбинскийМузей #РМЗ #rybmuseum #Невский #НиколайАлександровичНевский #музей #культура
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев