Если вы — настоящий поклонник зимнего активного отдыха, будь то рыбалка,
охота или путешествия по красивейшим заснеженным местам, то рано или
поздно вы начнете задумываться о транспорте для зимнего бездорожья. И
здесь на первый план выходит гусеничная техника.
У снегоходов и квадроциклов на гусеницах основной минус один — их дорого
покупать, содержать и эксплуатировать. У них отличная скорость, но
крупные габариты, которые не позволят проехать в лесном буреломе.
Мотобуксировщик ― техника сравнительно недорогая и при этом очень
маневренная; то, что мотособаки упускают в скорости, они с лихвой
наверстывают в проходимости. К тому же в отличие от “старших братьев”
для поездок не нужны специальные права и комплект документов.
Но как выбрать такой мотобуксировщик, который будет радовать вас долгие
годы?
1. Габариты
Первое, что стоит учитывать — габариты вашей будущей мотособаки.
Компактные модели получится впихнуть даже в универсал, стандартные
обычно перевозятся в прицепе. Бывают также разборные мотобуксировщики:
перевозить их в маленьких машинах удобно, а вот собирать-разбирать на
морозе ― нет. Так что если авто позволяет ― берите обычный букс.
До покупки четко промерьте размеры вашего багажного пространства,
добавьте пару сантиметров сверху и с боков для удобства загрузки.
Некоторые мотобуксировщики можно грузить и перевозить прямо в санях —
это отличный вариант для тех, кто не желает пачкать грязной гусеницей
салон авто. Если вы планируете перевозить мотобуксировщик таким
способом, учтите также высоту полозьев и толщину бортиков саней.
2. Проходимость и гусеница
При выборе габаритов мотособаки не стоит ориентироваться только на
размеры вашего авто. Проходимость мотобуксировщика по снегу напрямую
зависит от площади гусеницы, поэтому чем длиннее и шире мотопес, тем
более глубокие снега он сможет преодолевать. Только учтите, что слишком
широкая и длинная мотособака будет ограничена в маневренности, а
управлять ею будет тяжеловато.
Пожалуй, лучший вариант — со специальной гусеницей для мотобуксировщиков
с шириной 50 см и длиной до полутора метров. При такой длине и ширине
“гуси” ваша мотособака спокойно будет ездить по снегу глубиной как
минимум до пояса. Если же вы живете в малоснежном регионе, то берите
модели покороче: ими удобнее управлять, их проще грузить, а на снегу
глубиной до колена разницы вы не почувствуете.
3. Двигатель
Очень важен “пламенный мотор” вашего мотодруга. В основном на рынке
сейчас представлены разные варианты двигателей от китайских
производителей. Здесь можно посоветовать только изучать информацию по
конкретным движкам, потому что моторесурс и качество у всех разное.
Хорошие варианты “китайцев” — например, опробованные годами и
зарекомендовавшие себя двигатели Zongshen или Rato.
Если же вы принципиально не хотите видеть китайский мотор на своей
технике, то подбирайте мотобуксировщик, предназначенный для продажи за
рубеж. К примеру, на российском рынке можно найти экспортные
мотобуксировщики SnowDog с топовыми брендовыми двигателями
Briggs&Stratton производства США. Моторесурс у них в 4 раза выше,
чем у “китайцев”.
4. Мощность
Мощность двигателей обычно колеблется в пределах от 6 до 15 л.с. Если вы
планируете ездить в одиночку и не собираетесь возить тяжелые грузы,
можно взять движок 6-7 л.с. — его мощности вполне хватит на вас и ваши
пожитки. Для езды вдвоем лучше брать двигатель 9 л.с. и выше — иначе
повышенная нагрузка ускорит износ движка. Для больших компаний можно
рекомендовать двигатели 13-15 л.с. и больше.
Учитывайте, что у китайских производителей “лошадки” почти всегда менее
мощные, чем у тех же американцев, так что американский двигатель с
маркировкой 13 л.с. в реальности будет мощнее 15-сильного “китайца”.
5. Качество изготовления
Идеальная геометрия рамы, точные и ровные сварные швы, покрытие
металлических деталей устойчивым к царапинам порошковым полимером, а не
обычной краской, защита элементов от атмосферных воздействий — это то,
что легко увидеть, даже если вы не слишком разбираетесь в технике. И это
именно то, что гарантирует вам долгий срок службы мотобуксировщика.
Подавляющее большинство мотобуксировщиков являются продуктом “гаражной
сборки”, в лучшем случае — мелкого ручного производства. Это означает и
невысокое качество изготовления деталей, и возможность “косяков” при
сборке. Лучше выбирать продукцию крупных заводов, где сборка ведется на
конвейере — это гарантирует стабильность качества и отсутствие
неприятных сюрпризов. Да и на вид заводские мотобуксировщики выгодно
отличаются от “гаражных”.
6. Привод: передний или задний?
Вопрос, какой привод лучше для мотобуксировщика — дискуссионный; на
рынке представлены десятки моделей и той, и другой компоновки, а
“священные войны” по этому поводу на форумах не утихают.
Если коротко, то мотобуксировщики с заднеприводной компоновкой проще
управляются, поскольку центр тяжести расположен ближе к рулю. Они
отлично идут груженые. Однако пустой мотобуксировщик порывается встать
на дыбы и вместо движения вперед копает вниз, зарываясь в снег.
В переднеприводных мотобуксировщиках центр тяжести смещен к переду, что
увеличивает пятно контакта гусеницы с поверхностью. Проходимость таких
мотобуксировщиков практически не зависит от загрузки, что в целом
обеспечивает лучшую тяговитость и ходовые характеристики. Для рыбалки и
охоты, когда минимум в один конец букс идет налегке, такие модели
подходят лучше.
7. Вариатор или редуктор?
Суть обоих — в передаче крутящего момента от двигателя на ведущий вал
трансмиссии, который приводит в движение гусеницу. Редуктор трогается
плавнее, “самохода” у него нет. Но он более капризный, а главное — не
выдерживает больших нагрузок, причем цена ремонта сопоставима со
стоимостью самого редуктора.
Вариатор дороже, зато при перегрузке просто проскальзывает ремень. Если
очень долго перегружать, то в 99% случаев это закончится простой заменой
ремня, без серьезных поломок. С учетом, что хороший ремень служит
минимум три-четыре года, выбор очевиден. К тому же вариатор позволяет
двигателю полнее раскрыть его мощностные характеристики.
Главное — чтобы вариатор был сделан качественно, а то иные производители
распространенных вариаторов “Сафари” отливают их прямо в гаражах. Не
всегда можно увидеть мусор или стружку в литье раковины при покупке,
часто качество становится заметно только при езде: дисбаланс будет
давать сильную вибрацию. Чтобы не попасться, выбирайте мотобуксировщики с
вариаторами от известных производителей, например, “Русской механики”.
8. Подвеска
В мотобуксировщиках используются два типа подвески: склизовая и
катковая.
Склиз — это нечто вроде конька, по которому скользит гусеница. Эта
подвеска проще и дешевле, чем катковая, по твердой поверхности типа льда
она жестковата, зато с ней мотобуксировщик отлично ходит по глубокому
снегу. Минус такой подвески — для всесезонного использования она не
подходит: склиз при движении должен охлаждаться крупицами льда, иначе
гусеница выйдет из строя.
Второй вариант — всесезонная катковая подвеска. Лучший ее тип — когда
обрезиненные металлические катки-колесики не жестко закреплены, а
подпружинены, и их не меньше 12 штук на мотобуксировщик стандартной
длины в полтора метра (и не менее 8 на укороченные модели). Такая
конструкция не только гарантирует мягкий ход на грунтовке или на льду,
но и не позволяет мотобуксировщику “проседать” в снегу. Тем не менее, в
сложных условиях (рыхлый снег и т.п.) катки ведут себя хуже, чем склиз.
Идеальный компромисс — мотобуксировщики с возможностью замены подвески с
катковой на склизовую и обратно.
9. Удобство регулировки узлов
В вашем мотобуксировщике регулярно будет нужно обслуживать различные
узлы. Простота этих операций и удобство доступа — очень важный момент.
При покупке обращайте внимание на кожух/капот/чехол — то есть на ту
часть, которая закрывает моторный отсек мотобуксировщика. Он должен быть
обязательно — иначе на морозном ветру открытые детали быстро
обледеневают. Но не берите модели с жестко приклепанным капотом, потому
что вычищать такую мотособаку от грязи и наледи будет непросто. Хороший
вариант — это либо быстросъемный пластиковый кожух, либо чехол из
специальной мембранной ткани с клапанами на молниях. Последний вариант
имеет то преимущество, что его не нужно снимать целиком, достаточно
расстегнуть нужный клапан — а значит, движок останется защищен от
ледяного ветра.
Из открытых узлов в регулировке чаще всего нуждаются гусеница и цепь.
Поэтому перед покупкой уточните, как именно реализована эта функция в
вашей мотособаке. В лучших моделях мотобуксировщиков, представленных на
рынке, гусеница регулируется эксцентриком — это занимает буквально минут
пять; быстрая регулировка цепи может быть реализована с помощью
дополнительной третьей звездочки на свободном ходу.
10. Комфорт и безопасность
Чем больше производитель думает об эргономике выпускаемой техники, тем
удобнее вам будет впоследствии ею владеть и пользоваться. Это те
“мелочи”, без которых можно обойтись, но от которых в конечном итоге
будет зависеть то, насколько вы будете счастливы от своей покупки.
Руль должен быть складным. Эту простую идею до сих пор подхватили не все
производители — а напрасно: прикручивать или откручивать руль на морозе
удовольствие очень сомнительное (а иначе мотобуксировщик не погрузить в
транспорт). Правильный складной руль, помимо прочего, имеет фиксацию по
высоте. Он не упадет под ноги водителю, настраивается под рост, а
главное на него будет удобно надавливать, чтобы приподнять переднюю
часть гусеницы и быстро переехать препятствие.
Ручки газа и блок управления. Тут производители используют разные
варианты, от дешевых китайских поделок до серьезных квадроциклетных
конструкций. За качество придется доплачивать, зато и ездить будет
приятнее, и поломок будет меньше.
Электростартер — вещь приятная, но по большому счету не слишком
необходимая. Тут дело вкуса и кошелька: хотите заводить мотобуксировщик
кнопкой на руле, с комфортом сидя в санях — берите электростартер;
готовы дергать ручной стартер и садиться в сани чуть позже — можно и
сэкономить.
Реверс-редуктор, или редуктор заднего хода. Без него можно обойтись, но
вещь полезная, особенно если вы ездите по лесу и периодически
забираетесь в непроходимые буреломы. Развернуть мотособаку на узком
пятачке — задача не слишком простая; включенный реверс-редуктор позволит
вам легко выехать обратно по уже проложенной колее. В идеальном
варианте реверс-редуктор включается на руле, а не на самом
мотобуксировщике.
Чека безопасности — очень важный элемент; надевайте ее каждый раз, когда
катаетесь на своей мотособаке. Случайный пенек под снегом, неловкое
движение — и вот вы уже лежите в снегу, а ваш мотодруг бодро рысит от
вас по снежному поля со скоростью 30-40 км/ч. Чека призвана
предотвратить такие ситуации: она срывается при падении водителя, что
мгновенно глушит двигатель. Некоторые производители предлагают ее как
дополнительную опцию; по нашему мнению, этим устройством должен быть
оборудован каждый мотобуксировщик, так что обращайте внимание, идет ли
эта деталь “в стоке”.
Фара, розетка, электропакет. Без фары не поездишь в темноте; без
розетки-прикуривателя не подзарядишь навигатор вдали от дома. На
качественных мотособаках “электропакет” с реле-регулятором напряжения,
который позволяет использовать различные электрические устройства, идет
сразу в комплекте, так же как и фара.
Тормоз с режимом паркинга — очень полезная вещь: можно спокойно
прогревать мотобуксировщик, не опасаясь, что он уедет от вас по полю.
Есть далеко не во всех моделях и не у всех производителей, так что
обратите внимание.
11. Аксессуары
Не ограничивайте себя — посмотрите на те аксессуары, которые предлагает
производитель, еще до покупки мотобуксировщика. Защищающие руки от
холода и ветра муфты на руль; сумка с подогревом для навигатора;
удерживающие траекторию коньки для саней; колесные тележки-прицепы для
всесезонного использования; прокладчики лыжни; лыжные модули или модули,
превращающие мотособаку из тягача в толкач — таких “расширений”
достаточно много, и даже если сейчас вы в них не слишком заинтересованы,
не стоит себя ограничивать на перспективу. Смотрите и на то, насколько
крупная компания, и насколько часто она выводит на рынок подобные
нововведения. Чем крупнее и чем чаще — тем больше дополнительных “опций”
в итоге окажется в вашем распоряжении. А это гарантия того, что ваш
мотобуксировщик действительно будет радовать вас долгие годы.
Катайтесь с удовольствием!
Выбираете мотобуксировщик? Мы рады помочь уже на этом этапе!
Чтобы Вам было проще сделать верный выбор, который будет радовать долгие
годы, в этом чек-листе мы перечислили те особенности, которые, на наш
взгляд, обязательно должны быть в хорошей и надежной мотособаке.
Правильных Вам покупок:)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев