📄 В селе Дегтяное Спасского района время течёт иначе. Здесь под крики ласточек и стук молотков старинный храм Воскресения Словущего обретает новую жизнь – молитвами и руками настоятеля иерея Константина Михайлова, местных энтузиастов и... детей из творческой мастерской «Зодчий», которые на каникулах вместо гаджетов осваивают кисти и шпатели.
От забвения к новой жизни
Этому месту есть что рассказать. Храм Воскресения Словущего впервые упоминается в писцовых книгах в 1630 году, тогда он был деревянным. Новый каменный храм с двумя приделами (Николая Чудотворца и Рождества Иоанна Предтечи) был освящён в 1913 году. Но уже в 1930-е годы прошлого столетия его своды оглашались не пением молитв, а гулом зерна, ссыпаемого в мешки.
Возвращённый верующим в 1999 году, храм словно ждал таких людей, как Наталья Вячеславовна Калинина. Педагог по призванию, она сумела превратить поначалу скромную мастерскую «Зодчий» в духовно-творческий магнит для молодёжи. Здесь под её руководством юные «зодчие» учатся не просто реставрации – они открывают для себя православную веру через красоту и совместный труд.
Тишину летнего дня нарушает только детская болтовня да стук молотков. На крыльце храма, где осыпается штукатурка, стоит Наталья Вячеславовна Калинина – в одной руке кисть, в другой список дел на сегодня.
– Сначала наводим порядок в притворе, потом – мастер-класс по натюрморту, – объясняет она, а мимо пробегает девочка с ведёрком краски.
Здесь, в тени старых лип, для десятков детей летние каникулы превратились в школу добрых дел.
– Раньше здесь валялись бутылки, – вздыхает Наталья Вячеславовна. – А теперь вновь пахнет ладаном. И люди снова несут цветы и свечи.
Девочка с ведёрком краски осторожно проводит кистью по старинному кирпичу, рисуя орнамент. В этом удивительном пространстве воздух насыщен запахом дерева и свежей краски, а своды храма ещё хранят следы былого величия: кое-где угадываются фрагменты фресок – лики святых, почти стёртые, но сопротивляющиеся забвению. Вдоль стен – дощатые подмостки: здесь отец Константин по крупицам восстанавливает росписи. Чудо преображения происходит постепенно.
Мечта, ставшая делом
До принятия сана батюшка был художником – и остался им. Только теперь его холст – это стены храма, а краски – известь, сусальное золото и вера.
Отец Константин в рабочем подряснике, перепачканном краской, шутит: «Приезжайте в гости – работа найдётся». И люди действительно едут: студенты-искусствоведы – за секретами фресковой живописи, мамы с детьми – за уроками доброты, пенсионеры – просто «потрудиться во славу Божию».
– Здесь каждый кирпич – молитва, – говорит батюшка. И волонтёры верят, потому что видят: для него это не метафора.
– С отцом Константином мы знакомы давно. Всё началось с простого желания помочь возрождать храм, – вспоминает Наталья Вячеславовна, поправляя в мастерской шторы, которые когда-то привезла из дома. – Я тогда работала с молодёжью на приходе и подумала: «Почему бы не попробовать?» Получила благословение у батюшки, и вот уже мы с подростками едем в Дегтяное с вениками и тряпками.
Те первые дни кажутся почти подвижническими: списанные кровати из общежития, самодельные занавески на окнах, умывальник во дворе. Летний домик батюшки, купленный за бесценок, в котором устроили мастерскую «Зодчий», еле вмещал в себя 15 человек – от старшеклассников до малолетних внуков Натальи Вячеславовны, которые гордо называли себя «маленькими зодчими».
– Представляете, душ у нас до сих пор на улице! – смеётся она. – Условия здесь поистине монастырские. Но именно в этой простоте, кажется, и рождается та особая творческая атмосфера. Помню, как младший внук принёс свой рисунок: «Бабушка, это я храм строю!» – и мы повесили его на стену. Теперь это традиция.
Кажется невероятным, что уже полтора десятилетия трудники «Зодчего» облагораживают этот храм, место вокруг него и свои души.
Не ученики – подмастерья
– У нас нет случайных людей, – говорит Наталья Вячеславовна. – Вот Глеб – наш «старожил». В девять лет он боялся взять гвоздь в руки, а сегодня делает опалубку и учит малышей.
А вот Анастасия Дашевская – художница из Москвы. Она забирается на шаткие леса, и время замирает. Её кисть, прижатая к прохладной стене, мазок за мазком оживляет лик святого, словно разгадывая древнюю тайну. Солнечный луч, падая на её футболку, превращает брызги краски в россыпь самоцветов.
Между ними – десятки других помощников... Почему они возвращаются сюда?
Глеб: «Здесь я понял, что работа в храме – это приглашение стать причастным к чуду». Настя: «В Москве я рисую в компьютере, здесь – на небесах».
– Мы не ищем волонтёров, мы ждём соавторов, – говорит батюшка.
Когда отец Константин говорит о детях, он использует слово «подмастерья».
– Нельзя учить вере абстрактно, надо предложить какое-то дело, – объясняет священник. – Пусть сразу делают настоящее: у нас, например, это орнаменты и фрески, которые останутся на века.
Здесь не рисуют «для тренировки». Работа ребёнка сразу становится частью храма. Не получилось – переделывают, пока не выйдет. Кисть в руках – это ответственность. Ошибки учат терпению, а результат вдохновляет. Они не «заняты делом» – они создают вечность.
В «Зодчем» детям не читают нравоучений о добре и вере. Они чувствуют добро и принимают веру через делание – через краску на пальцах, стук молотка и усталость в спине после честного труда. Руки их учат лучше слов.
– Дай ребёнку кисть – и он сам поймёт, что значит творить, – говорит отец Константин. – Храм – лучший учебник.
Батюшка не исправляет детские огрехи сразу. Кривая линия? Завтра переделаем. Главное – старался!
Возраст не ограничен
Сюда едут те, кто готов не просто помочь, а стать частью большого дела. Дети здесь – самые строгие учителя. Родители – не наблюдатели, а соучастники. Папы строят веранды и чинят души, мамы шьют костюмы для спектаклей. Бабушка Люся поставляет парное молоко от своей коровки: без него каша – не каша. Художники здесь «в плену» у храма, как, например, Анастасия из Москвы – приехала и осталась на четыре месяца: расписывает своды. Общее правило: не умеешь – научим, не хочешь – не мешай.
В этом году в «Зодчий» впервые приехала Людмила Анатольевна. «Это моё место!» – заявила она, едва переступив порог кухни.
– И действительно, взялась за дело так, будто всю жизнь только тем и занималась, что варила щи на двадцать человек, – смеётся Наталья Вячеславовна.
Она не профессиональный повар, просто человек с горячим сердцем и золотыми руками. Готовит так, что любо-дорого посмотреть и попробовать.
Когда сюда приехали 60 московских школьников, боялись, что не справятся. Уже через день девочки вышивали, мальчики соревновались, кто аккуратнее положит раствор.
– Они уезжали другими, – вспоминает Наталья Вячеславовна.
В домике висит карта России с флажками, отмечающими города, откуда приезжали помощники: Москва, Краснодар, Саратов... Ну и Рязань, конечно. В первую очередь.
Утро в «Зодчем» начинается с пробежки к озеру на зарядку. Потом молитвенное правило, завтрак и работа: кто-то реставрирует фрески, кто-то готовит обед. После – час отдыха, а затем мастер-классы, квесты, соревнования. Вчера, например, были спортивные игры, а сегодня «Русский день». Все в сарафанах и рубахах, пекут пироги, делают тематические салаты. После ужина обязательные вечерние посиделки: обсуждение за чаем философских, творческих, религиозных вопросов.
В воскресный день все обязательно идут на Божественную литургию. Здесь отец Константин исповедует и причащает своих юных помощников, благословляя их на новую неделю.
Быстрая помощь
В «Зодчем» давно поняли: Бог одинаково радуется и скромной лепте вдовы, и щедрому дару мецената. Здесь умеют ценить и сто рублей от пенсионерки, и сто тысяч от благотворителя.
– Когда в мастерской этим летом сгорел единственный холодильник, – рассказывает Наталья Вячеславовна, – я написала в чат «Благодетели села Дегтяное»: кто может – киньте сто-двести рублей. И люди стали переводить деньги. Итог: новый холодильник, на дверце которого теперь висит магнитик: «Спасибо, что верите в нас». А строительные леса здесь – как символ веры. Когда они понадобились, а денег не было, с Божией помощью собрали сто тысяч рублей.
– Мы не делим помощь на малую и большую, – говорит отец Константин. – Сердце измеряет не сумму, а любовь.
– Недавно в Казани случилось чудо, – улыбается батюшка. – Сижу я на пленэре среди именитых художников, здесь же – председатель Союза художников Татарстана. Ну, я и рискнул, говорю: «Приезжайте в нашу глушь – храм расписывать!» И знаете что? Обещали.
Отец Константин каждый день поднимается на леса: проверяет грунтовку.
– Всё сделаем, – говорит он, щурясь на солнце. – Если, конечно, здоровья хватит. Дай Бог...
И тут же добавляет:
– А пока – любите друг друга. Без этого и золото на куполах – просто блестящая пыль.
Когда отец Константин устаёт, он садится на брёвна и рисует в блокноте будущий иконостас – тонкими, почти невесомыми линиями. Закатное солнце, тёплое, как благословение, мягко касается его морщин, золотит седые виски и освещает эскизы. Батюшка верит: когда-нибудь храм вновь засияет куполами. А пока... Пока каждый штрих в блокноте, каждый потёртый кирпич, звонкие голоса и смех во дворе – это и есть чудо.
✒️ Татьяна Ларчина, газета "Благовест"
#порталлогосърязань #газетаблаговест
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев