Второй месяц в стране проходят выступления против пенсионной реформы, которая приведет к фактическому повышению пенсионного возраста и отмене льготных пенсионных выплат для многих категорий трудящихся. С декабря бастуют работники городского и железнодорожного транспорта: эта забастовка стала самой продолжительной акцией протеста работников транспорта с мая 1968 года. Сможет ли рабочий класс отстоять свои требования? Какую роль в протестах играют профсоюзы и как оценивают тактику и перспективы движения марксисты?
Франция: как мы можем победить
На момент написания этих строк исход борьбы, начавшейся 5 декабря, все еще остается неопределенным. Правительство ясно заявило, что оно не откажется от ключевых элементов своей «реформы» (фактически контрреформы). Столкнувшись с этим, бастующие рабочие продемонстрировали образцовое мужество и готовность к борьбе.
Каков бы ни был непосредственный исход этой борьбы, железнодорожники и парижские транспортные работники —костяк движения — показывают всему рабочему классу, как надо бороться. В этом — ценный вклад этого движения, которое окажет положительное влияние на дальнейшее развитие классовой борьбы во Франции.
Народная забастовка
Конфликт такого рода расширяет пропасть между двумя основными социальными классами: буржуазией и пролетариатом. Буржуазия всем сердцем поддерживает свое правительство и каждый день заявляет об этом в своих средствах массовой информации устами своих журналистов. День и ночь нас пичкают потоками лжи и клеветы. Предлагаемые сокращения пенсий в хозяйских СМИ преподносятся как воплощение «справедливости» и «социального прогресса», в то время как забастовка изображается как деятельность безбожного и беззаконного «привилегированного» слоя населения.
Несмотря на непрекращающийся поток реакционной пропаганды, рабочий класс массово поддерживает забастовку. Это не должно нас удивлять. Рабочим не нужно читать доклад Делевуа (бывшего верховного комиссара по пенсиям Жан-Поля Делевуа, ушедшего в отставку 16 декабря. — Прим.пер.), чтобы понять, что эта реформа проходит в том же духе, что и вся остальная политика Макрона. Ее цель в том, чтобы сделать богатых еще богаче в ущерб всем остальным, включая самых бедных членов общества.
Правительство, конечно, пыталось создать путаницу, освещая лишь одну сторону реформы. Но принимать рабочий класс за дураков — это серьезная ошибка. Никто не способен поверить, что президент богатых вдруг решил посвятить себя улучшению положения рабочих и бедноты.
Баланс сил
Итак, хотя вполне возможно, что правительство выиграет эту битву, выиграет оно определённо не потому, что убедило большинство рабочих. Это может произойти потому, что уже сейчас, в начале января, уровень мобилизации нашего класса недостаточен для того, чтобы заставить правительство отступить. Как мы писали 12 декабря: «Макрон пойдет на попятную только в том случае, если волна бессрочных забастовок будет непрерывно распространяться на все большее число секторов экономики; то есть только в том случае, если правительство начнет опасаться, что массовая борьба может выйти из-под контроля и ориентироваться на неограниченную всеобщую забастовку – другими словами, на революционный кризис».
Это может показаться преувеличением, но на самом деле это логичный вывод из опыта последних 20 лет – особенно из больших сражений в 2010 и 2016 годах. Органический кризис капитализма подталкивает французский правящий класс к наступлению на все завоевания рабочих, достигнутые ранее в борьбе. Система обязывает боссов делать это. В этом беспощадном наступлении буржуазия готова сражаться, несмотря ни на что.
Сама по себе забастовка железнодорожников не может заставить правительство уступить. Эти рабочие, как бы активны они не были, не могут держать оборону бесконечно. Правительство это знает и рассчитывает на постепенный спад мобилизации в транспортном секторе. Поэтому ключ к нашей победе лежит не столько в продолжительности забастовки, сколько в ее быстром распространении на другие отрасли народного хозяйства. Если забастовочное движение на нефтеперерабатывающих заводах разовьется и укрепится, то это, конечно, станет весомым аргументом в пользу рабочих, но вряд ли этого будет достаточно. Другие сферы – как в государственном, так и в частном секторах – несомненно, должны будут присоединиться к забастовке, чтобы правительство начало опасаться всеобщего восстания. Массовая мобилизация студентов и молодежи могла бы этому поспособствовать.
Какая стратегия?
Мы решительно отвергаем нападки на ВКТ (Всеобщую конфедерацию труда Франции) со стороны правых и правительства. Атаки против ВКТ направлены против наиболее активных элементов нашего класса. Однако это не должно мешать нам формулировать некоторые критические замечания в отношении стратегии и программы лидеров ВКТ. При этом наша единственная цель — заявить, каковы, по нашему мнению, условия победы.
19 декабря Филипп Мартинес (генеральный секретарь ВКТ) объявил о проведении 9 января «межпрофессионального дня действий». Не призывая к «перемирию» в праздничные дни в явной форме (как это сделал Макрон, обращаясь к профсоюзам), де-факто Мартинес отложил возможность распростанения забастовок на три недели. Это вызвало вполне понятное беспокойство у рядовых членов движения, особенно среди работников RATP (работники общественного транспорта Парижа и пригородов — Прим.пер.) и SNCF (железнодорожный транспорт Франции — Прим.пер.), которые к тому времени бастовали уже 14 дней.
Забастовка на транспорте продолжалась и в праздничные дни. Были даже организованы очень боевые митинги. Но на вопрос о перспективах движения еще предстоит ответить. Недостаточно сказать, что «движение будет продолжаться» до тех пор, пока правительство не отступит: это просто нереально. В очередной раз столкнувшись с движением, в котором бастует лишь небольшое число рабочих, правительство не отступит. Оно будет рассчитывать на то, что движение медленно исчерпает себя само. Именно это руководители ВКТ должны систематически объяснять всем рабочим.
Франция: как мы можем победить, изображение №1
Скорее даже руководство ВКТ должно было объяснить это задолго до 5 декабря в рамках широкой агитационной кампании в рядах рабочего класса. Благодаря такой кампании организаторы ВКТ могли бы получить представление об относительной готовности к мобилизации в различных секторах. Затем, при наличии соответствующих условий, они могли бы разработать детальный план борьбы, нацеленный прежде всего на мобилизацию наиболее восприимчивых секторов, а затем на вовлечение других в движение и т. д.
Ничего из этого не было сделано или даже намечено. Напротив, на протяжении 18 месяцев руководство ВКТ участвовало в бесчисленных «консультационных» встречах с правительством. Единственной целью Макрона на этих собраниях было убедить массы в том, что правительство «обсуждает», «слушает», «ведет переговоры» – короче говоря, что «социальная демократия» на подъеме и, следовательно, рабочим не нужно готовиться к борьбе.
Лидеры ВКТ должны прекратить ходить на эти встречи. Это контрпродуктивно. Они должны обратиться к массам, объяснить им условия для победы и сделать все, что в их силах, чтобы распространить забастовку на новые сектора. Время уходит!
Какая программа?
Другая слабость движения — это его программа. Ограничивая цели движения отказом от пенсионной реформы, лидеры ВКТ и левые партии фактически ограничивают потенциал движения. В реальности для многих работников бессрочная забастовка означает не только потери заработной платы, но и санкции на рабочем месте. Они выйдут на забастовку только в том случае, если почувствуют, что поставленное на карту стоит того, чтобы рискнуть. Однако правительство позаботилось о том, чтобы дать «гарантии» самым старым работникам. А когда дело доходит до самых молодых работников, они не решаются мобилизоваться против атаки, последствия которой они почувствуют не сразу, учитывая, что у них и так много других насущных проблем.
Франция: как мы можем победить, изображение №2
В условиях глубокого кризиса капитализма и общего упадка социальной сферы рабочие понимают, что борьба с той или иной реформой будет недостаточной для решения их проблем. Многие симпатизируют нынешнему движению, но стремятся к более радикальным переменам. Чтобы эти слои рабочих мобилизовались на такое непростое действие, как бессрочная забастовка, они должны иметь перспективу фундаментальных перемен. Иными словами, борьба должна вестись на основе программы, которая носит наступательный характер, и вместо того, чтобы просто защищать прошлые завоевания, требует быстрого и значительного повышения уровня жизни масс. Кроме того, поскольку ясно, что Макрон никогда не будет реализовывать такую программу, свержение его правительства должно быть включено в список требований текущего движения. Это правительство должно быть заменено правительством «народа», то есть рабочих.
Это не утопическое предложение. В нынешних условиях эта стратегия и эта программа являются единственно реальным путем продвижения вперед. Опыт это докажет.
Jérôme Métellus, 8 января 2020 года
Оригинал статьи https://www.marxiste.org/actualite-francaise/politique-francaise/2618-comment-vaincre-edito-du-n-39
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев