Куратор выставки, научный сотрудник отдела научных исследований и каталогизации А.Л. Гульманов
«Царские врата коллекционер Гари Татинцян приобрел в конце 80-х прошлого века на одном из аукционов в Германии. Там же памятник реставрировался приглашенным из России реставратором. Место происхождения царских врат неизвестно, но на момент приобретения было видно, что врата уже не использовались по назначению и вторично, видимо, находились в беспоповской моленной. Дело в том, что их створки были соединены вместе, по центру врезана небольшая икона XIX века «Деисус», а в нижней части какой-то ковчежец со святыней, который был утрачен. В соединенном виде врата уже вторично бытовали и благодаря этому сохранились. Но в процессе реставрации поздняя икона была удалена, и сейчас это место заделано. Первая датировка, которая была предложена, — это конец XV века, Ростов, что связано с колористическими особенностями произведения, нежным цветом, локальными, довольно звучными цветовыми гаммами при этом. Геннадий Викторович Попов, который является автором одной из статей, вошедших в каталог, предложил более раннюю датировку и более близкую к времени жизни преподобного Андрея Рублева — второй четверти — середины XV века, неосновная мастерская в Москве. Сам характер памятника показывает нам, что еще живо рублевское наследие, при этом никакого влияния стиля Дионисия, и вторая четверть XV века подходит, потому что сильно изменилась историческая ситуация, происходила междоусобная война за московский великокняжеский престол, после смерти Андрея Рублева художественные работы сокращаются, не так много создается крупных ансамблей с иконостасами, а царские врата, конечно, входили в иконостас. Это был какой-то значимый храм того времени, может быть, находившийся в каком-то княжеском владении, может быть, монастырский храм, мы не можем это так понять. Были повторены, причем в некоторых деталях очень точно, и царские врата из Троице-Сергиева монастыря, есть иконографическая, композиционная связь с другими памятниками рублевского времени. Здесь мы видим нежно-зеленый фон, приглушенный алый, розовый, сине-зеленые цвета. Соединялось много разных пигментов: и киноварь, малахит и азурит смешивались в разных пропорциях, что дает очень благородный, слаженный колорит, показывает очень интересную живописную колорит», — рассказал Алексей Леонидович.
Интересно, что колер подобных оттенков получил распространение в старообрядческой иконописи XVIII-XIX веков.
https://ruvera.ru/articles/carskie_vrata_tatincyan
#ИнтересныеСтатьи
Нет комментариев