С отвагой, мужеством и честью выполнившим свой долг. Многие ценой собственной жизни...
«Новогодняя карусель».
Вечером заступил дежурным по полку. Ходили разговоры, что 81 гв. МСП отправляют в ЧЕЧНЮ. Наш гвардейский 6 ЛТП (в шутку так называли наш полк) занимался по плану и распорядку дня.
После сдачи наряда я с командиром 9ТР "Бадраем" и своим ЗКВ ст.л-том Гудковым Г.В., зашли в кафе поужинать. Разговоры шли в основном об отправке в Чечню. "Бадрай" сказал, возможно отправят наш танковый батальон, на усиление гвардейского 81 МСП.
Парадокс, но год назад танковый батальон 81 гв. МСП расформировали. 4 танка Т-80БВ (Об.219РВ) принял к себе в роту. Техника была хорошей, 1988 года выпуска, пробег составлял 200-350 км. Закончив ужин, разошлись по домам.
В голове прокручивал мысли о штате моей роты, который не позволял даже элементарно обслуживать технику и вооружение (КР, ЗКВ, 3 МВ, 3 КТ, остальные - вакант). На следующий день при подходе к месту построения полка (если так его можно назвать - развал нашей Армии шел по всей России планомерно...) я обратил внимание, что наш 3 ТБ по численности больше чем полк (ночью привезли с учебки из Тоцка личный состав). Еще больше удивился, когда ЗКВ роты доложил мне о готовности 8 ТР для снятия с хранения техники и вооружения. Командир полка п-к Быков В.В. на утреннем разводе уточнил задачу по подготовке ВВТ (вооружения военной техники), к боевому применению...
Первой из батальона уходила моя рота. Дали из 1 ТБ 3-х командиров взводов. Старшину роты со 2 ТБ. Мы с ЗКВ проверили каждый танк на готовность к боевому применению. После чего с ним по очереди выгнали 10 танков из полевого парка боевых машин и поставили в колонну для загрузки боеприпасов. Поскольку командиры взводов имели слабые навыки в загрузке боекомплекта, данное мероприятие растянулось...
Отправляя в Чечню, денег не дали (задержка зарплаты 3 месяца). Сходил домой на 1 час собраться в командировку, попрощавшись с семьей, пошел в парк боевых машин. Хочется отметить заботу и помощь при отправке моей роты, управления и штаба 6 танкового полка. Капитан О.Богданов снабдил нас на всякий случай селедкой, позаимствованной из столовой полка. Первоначально конечной задачи мало кто знал. Начальник штаба полка п/п-к Семенов В.И. сказал, что мы будем стоять вокруг г. Грозного в третьем кольце блокирования. В 19.00 13.12.94г. начали выдвижение на станцию погрузки Кр. Кряжок.
По пути следования вышел из строя танк N187 (поломка механизма распределения на БКП). В п. Лопатино на трассе Д-Умет-Кряж ждала нас машина сопровождения ГАИ. Доехали быстро, шли со скоростью 70км/ч, за исключением 2х танков (тащили на буксире поломанный танк). С утра 14 декабря началась погрузка на платформы. Такого бардака во время погрузки давно не встречал. Помогало грузить технику все управление штаба ПУрВО, насмеялся до хрипоты. Каждый начальник стремился погрузить технику в первую очередь ту, за погрузку которой он был назначен. Я попросил начальника, который помогал грузить мою роту, чтобы он не мешал нам. Погрузились быстро, установили танки на шпоры, застопорили башни. Поставил задачу ЗКВ роты лично проверить каждый танк на правильность застопорения башни, тросов, крепящих ствол танковой пушки, постановки танка на тормоз, выключения АКБ, внешнего источника.
Один командир ТВ отказался ехать в Чечню. Хорошо, сказал я ему, доложил командиру 6 ТП полковнику Быкову, он сказал, что его заменят. Позже он подошел ко мне и заявил, что передумал и согласен ехать. Я предупредил его, что если есть сомнения в себе, то необходимо принять правильное твердое решении сейчас, дальше будет поздно. Мне как командиру роты данный случай не понравился (не было у меня уверенности в способности данного командира взвода выполнить боевую задачу).
Затем в течение 6-ти часов ждали, когда прицепят плацкартные вагоны. На роту, в количестве 32 человек, выделили 4!!! плацкарты. В них погрузили 20 пулеметов ПКТ, НСВТ, стрелковое оружие, ящики со стрелковыми боеприпасами (23000 патронов, 100 гранат Ф-1, 10 АКСУ-74, ящик с пистолетами, сигнальными ракетами, дымами). Измучены были до предела, поэтому когда поступила команда от командира 1 МСБ (кому мы были приданы) п/п-ка Перепелкина выделить личный состав для погрузки щитов от палатки командного пункта управления 90 ТД бойцов будить не стали, погрузили, во главе со мной, офицеры моей роты. 15 декабря утром эшелон тронулся восстанавливать Конституционный порядок в Чечню.
В Саратовской области на одной из станций пытались слить керосин с топливозаправщика КрАЗ-260 приданного моей роте (спутали с бензином). Я отправил командира танка 180 с водителем КрАЗа, если не ошибаюсь, ряд. Николай Абраш.., проинструктировав их, что если эшелон тронется, чтобы сидели в кабине до первой станции. Пять раз срывали стоп-кран поезда (ждали их). На следующей станции они пришли в вагон, сообщив, что на бочке был открыт сливной кран, около 4 тонн керосина вылилось.
16 или 17 декабря утром прибыли в Моздок. В течение 40 минут разгрузились, благо мешать было некому. Собрав колонну и проинструктировав личный состав, отдал приказ на совершение марша в район аэродрома. В ходе движения выяснилось, что на КрАЗе-260 не выключается пониженная передача - это "подарок" от РМО (рота материального обеспечения) 6 ТП.
Прибыв в указанный район, поставил технику в линию взводных колонн. Ночевали под брезентами. На следующий день старшина роты занялся оборудованием палаток для роты. Со вторым эшелоном пришел танк с 2 ТБ 6 ТП взамен вышедшего из строя во время марша на погрузку. Занялись подготовкой танков к боевому применению. Особых трудностей не было, в технике своей роты я был уверен. Готовность каждого танка проверял лично.
Солдаты жаловались, что командир роты - "зверь", не дает им покоя в отличие от других рот. Они не понимали, куда их судьба забросила, какие испытания их ждут...
Впоследствии водитель КрАЗа ряд. Абраш.., командир танка 185 приезжали ко мне домой, говорили - больше бы вы нас, товарищ капитан, "драли", больше бы живых осталось.
Умные мысли приходят в сравнении - ответил я им.
- Вы в то время считали меня слишком требовательным, жестоким, за то, что я требовал от вас тщательной грамотной подготовки техники и вооружения, которую я лично перепроверял, заставляя вас неоднократно переделывать то, что было сделано неправильно.
Позже выехали на заброшенный полигон для проверки боем танковых пушек. В ходе выдвижения попался участок, где испытали скоростные характеристики танков. Скорость головного танка по пересеченной местности составляла 80 км/ч. Во время проверки боем танковых пушек, командир 3 ТВ раздробил плечо откатом пушки. Полез через казенник к наводчику-оператору, тот не мог выстрелить с танковой пушки (выяснилось, что, НО на самом деле был МВ, в ходе комплектования обманул кадровиков).
Так я остался без командира взвода. Исполнять обязанности назначил старшину роты. Бывший командир танка Т-80, танк знал и эксплуатировал умело, имел хорошие командные навыки.
В ходе выдвижения отрабатывали элементы управления танковой ротой по связи. Результаты были слабые, в течение недели я ежедневно проводил тренировки, тем самым я добился твердого управления ротой на технике. Отработано было много элементов, в том числе и ведение залпового огня по моей команде. В последствии, при штурме г.Грозного, они сыграли положительную роль.
Больше всего меня удручала слабая подготовка личного состава, но в пехоте она была еще хуже, БМП были укомплектованы только экипажами, а как же воевать в городе без пехоты? Вопросов было много: в том числе и об отсутствии пластин ВВ в коробках КДЗ (коробки динамической защиты). Были и такие начальники, которые мне отвечали, зачем тебе пластины в КДЗ, на танке и так брони 45 тонн (преступная халатность или русский авось). Пластины ВВ привезли глубокой ночью, перед совершением марша на Грозный, но мы их так и не получили.
Моей роте была поставлена задача сопровождать колесную технику тыла 81 МСП. В ходе выдвижения особых трудностей не было, за исключением того, что командир ВМО 3 ТБ заблудившись, повел колонну автомобильной техники на г. Владикавказ. Пришлось мне догонять их и разворачивать колонну.
Доставила хлопот дозаправка танков. На танковый батальон (31 танк) - было 2 бензовоза-заправщика, технически неисправных (на заправку одного танка уходило до 50 мин). К нам, во время заправки, подошел подполковник запаса (выходил из Грозного), рассказал, что в 15 км от нас сгорел с боекомплектом танк Т-80. Если я не ошибаюсь танк 'Ленинградский'. Причина, по его словам - возгорание произошло из-за снятого керамического фильтра с системы отопления танка.
Стемнело, начался сильный туман, ориентироваться было трудно, но все-таки доехали до перевала Колодезный. Во время движения запомнилось то, что водители топливозаправщиков с 81 МСП, которые нас заправляли, были напуганы происходящим и боялись оторваться от танков, вклинивались между танками, абсолютно не думая, что их могут раздавить. Пехота в темноте начала стрелять, по кому неизвестно, хорошо, что друг друга не постреляли. Наверное, нервы сдали: постоянное напряжение, ждали нападения.
Утром командир 81 МСП повел колонну, в том числе и нас в район аэропорта Северный. На перевале я проинструктировал командиров танков и механиков водителей как правильно двигаться. После перевала на наши частоты по радио вклинивались чеченцы, пытаясь сбить с маршрута. Экипаж БМП-КШ с 81 МСП попался на эту хитрость.
Прибыв на место, занялись обслуживанием техники и вооружения после марша. Спали, если это можно так назвать, в танках. Начались тренировки штурмовых групп, отрядов, методом ТСЗ (тактико-строевые занятия без техники). Такого маразма я еще не встречал, вспоминать не хочется...
С большим трудом, через командира 1 ТВ моей роты, мне удалось найти офицера со 131 ОМСБр, который знал Грозный. Встретившись с ним, я детально по выданной карте уточнил у него весь маршрут движения в городе. Где, какие дороги, варианты обхода, чего нет на карте. Большое ему спасибо. Благодаря ему, мы не 'бродили' по городу в поисках нужных улиц и дорог.
Вечером 30 декабря командиров рот, батальонов повезли в штаб группировки для уточнения задач.
Палатка, макет местности с аэрофотоснимками, спящие, дремлющие за столом генералы, офицеры. Мне показалось, что они сами не верят в то, что говорят нам.
Моей роте поставлена задача наступать, овладеть аэропортом 'Северный', где по данным разведки закопаны 14 танков противника. Мои возражения по поводу наступления (необходимо хотя бы 3х кратное превосходство) слушать не стали, но задачу уточнили - вскрыть оборону противника и уйти, но куда и каким образом не сказали. Сомнения по поводу русского "авось" начали подтверждаться.
Прибыв в район, сходил к месту переправы через арык, обследовал, насколько было возможно, местность, пообщался с разведчиками. Информации о противнике не было, все в общем, а конкретно нечего. Головотяп в чине полковника из вышестоящего штаба, довел до нас оперативную обстановку в городе: мосты, коммуникации выведены из строя, листовки разбросаны по городу.
Особенно меня рассмешил порядок сдачи боевиков в плен. Они должны были с поднятыми руками, в которых находится автомат, выходить на наши позиции и массово сдаваться. Я уточнил у него, магазин пристегнут или отстегнут? Этот вопрос поверг его в ступор, доведу позже - ответил он.
В печати о боевых действиях Майкопской бригады проскальзывает выражение - жилые дома не занимать и не разрушать. Таких ограничений у нас не было. При постановке задач командир 90 дивизии четко поставил задачу. На каждый выстрел противника отвечать десятью.
Ночью, после отдачи боевого приказа командиром 81 МСП, нам выдали аванс медалей за отличие в воинской службе на всю роту (12 - 1 степени, 20 - 2 степени). Внутренний голос мне подсказал не брать их, я ответил, что, выполнив задачу дня, командование вручит их. Впоследствии, разыскивая эти медали, выяснилось, что их отдали минометной батарее.
В 5.00 31.12.94 г., взял таблицу позывных сети полка у начальника связи. Построил личный состав роты, поставил боевую задачу - отдал боевой приказ. Начали выдвижение к городу. Проходов через арык [канал Алхачуртский] заранее подготовлено не было, преодолевали его по деревянному мосту шириной 3 метра. На момент подхода к нему, с него уже свалилась БМП, зацепившись гусеницами за край моста(возможно из 131 ОМСБр). Я вышел из танка и руководил проходом танков своей роты через мост с целью предотвратить сваливание танков. Перестроившись в боевой порядок, продолжили выполнение поставленной задачи. Противника на подступах к аэропорту обнаружено не было, перестроившись во взводные колонны, начали выдвижение к мосту через "Нефтянку". Подъехав к мосту, остановились, была информация - возможно мост заминирован, что подтверждали и местные жители.
Запомнились злые чеченцы, подходившие к нашей колонне: 'Зря входите в город, поворачивайте обратно...'
Доложил обстановку по радио командиру полка.
- Жди машины разминирования!
Прошло 40 минут, их нет. Принял решение преодолеть его на максимально высоких скоростях, первый танк преодолел мост удачно, затем остальные танки роты и БПМ 1 МСР. Перестроились в боевой порядок 1 ШО и начали выдвижение. Впереди слева и справа 2 танка, сзади на удалении 50-100 метров мой танк по центру. За мною 'Тунгуска', затем еще 2 танка слева и справа, еще одна 'Тунгуска', далее за ними БПМ-2 1 МСБ.
Слева на обочине горела САУ 'Гвоздика', вероятно 131 ОМСБр или Волгоградцев. Случайно я попал на их частоту, оказалось, что у нее неисправность двигателя, они решили ее подорвать.
ПРОДОЛЖЕНИЕ -> -> ->
http://memoriesnorth.narod.ru/mywar/ivech.html
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев