Как вокруг деревень царской России появились дороги
Реформа Золотой Орды показала русским, как строить дороги. После свержения монгольского ига цари России сохранили монгольскую систему дорог и пошли дальше. Первым о дорогах озаботился князь Иван III в XV веке. Его крепнущей Московской Руси нужны были вены для роста и дороги стали ими.
Иван III поделил дороги на 3 типа и эта схема действует до сих пор: ямские (федеральные трассы), большаки (внутриобластные) и проселочные (между деревнями).Согласно новому указу Москва занималась только ямскими трактами, остальными регионы и деревни по своему желанию. Часть дорог возникала сама собой. На государевы деньги крестьяне прокладывали себе путь, и разные деревни соединялись друг с другом. Ямские тракты часто шли по ним.
ямская станция 18 века в русской глубинки это гостиница и кафе (фото А.Лукинского)
Монгольские ямы - дорожные станции, расширены и систематизированы. Теперь их строят через 40 километров - длина перехода лошади. Специальная грамота - ямская гоньба, дала право бесплатной смены лошадей и питания в пути федеральным ямщикам.
Строительство дорог, содержание и ремонт дорог, бесплатное снабжение лошадьми ямских станций, Иван III возложил на местные деревни. Но в отличие от азиатов велел платить за это зерном, освободил крестьян от всех податей. Деревням стало выгодно превращаться в дорожников, особенно в годы бескормицы.
По мере развития России сухопутные дороги все важней, не везде есть судоходные реки да и путь речной извилист.
стойло для лошадей при ямской станции 18 века (фот А.Лукинский)
Иван Грозный создал первое дорожное министерство - Ямской Приказ и повелел селить вдоль ямских трактов чиновников с подорожной обслугой. Так в России появились ямские слободы, как название деревень они сохранились и сегодня.
Дороги были непростыми в огромной стране лесов, не везде хватало крестьян и слобод. Непролазная грязь и упавшие деревья мешали путешествию. Осенью - весной распутица делала тракты России непроходимыми.
ямская дорога 19 века с верстными столбами и ограждением в осенней грязи
Новый толчок дает Петр Великий. После постройки новой столицы - Санкт-Петербурга император требует новую дорогу от Москвы по всем правилами европейского инженерства. За много лет почтовый тракт Москва-Петербург построен и его 800 километров пути жрут треть государевой казны.
Дочь Петра Елизавета вводит пошлину за проезд, так возникает первая платная дорога России в том же направлении что и сегодня. Платные дороги в России будут все. За проезд по федеральным трассам (ямским) будут требовать плату по 6 копеек за 40 верст. А бесплатным будет проезд с ямской гоньбой, например для фельдъегерей - новой почты царей.
В 18-19 веке сеть дорог опутывает всю Россию, повсюду просторные дорожные ямские станции с дилижансами (каретами), конями, гостиницами и кафе. Повсюду стоят каменные указатели городов и верст, на перекрестках деревень зажигаются масляные и газовые фонари.
Приняты правила дорожного движения конных экипажей:
почтовый дилижанс 1805 года перевозит путешественников (картина неизв. автора)
"Запрещается выезжать на обочину, дабы не ломать ее. В деревнях и при подходе встречного экипажа скорость коня максимально снижать, дабы скотина не напугалась и понесла.
В лесах должно трубить, дабы встречный экипаж или пешцы знали. Каждая карета иметь должна удостоверение, что в порядке и ямщик научен.."
В конце 19 века нагрузка на дороги снизилась, появилась железная дорога, да и водные пути в почете. Но без сухопутных трактов жизнь немыслима. Слишком много усилий вложено.
крестьяне ремонтируют внутриобластной большак в конце 19 века
В 1901 году из Вологды до Москвы путь в дилижансе занимал 5 дней. Из Москвы до Новгорода 8 дней. А в любимый нами Киев из Петербурга было ехать месяц. И хотя дороги мостили бревнами и камнем на проблемных местах, распутица и тряска все равно была проблемой. Изобрели бетон и в Германии в 1930-х вознеслись бетонные автобаны. А в СССР все также месили грязь.
Может и к лучшему. Францию с ее чудесными дорогами немцы захватили за 40 дней. А отсутствие дорог и распутица задержала немецкие танки в Заполярье, на Кавказе, под Москвой и Тверью. А затем ярость наших дедов сожгла их.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев