© Ирена Астахова
Ох, уж эти мне актеры! Чему их только в институтах учат.
Один раз мы с Женькой попали на экзамен театральных училищ. Пока на сцене будущие «Станиславские» изображали что-то из жизни первобытных племён, в темноте рядом с нами две томные девицы обсуждали домашнее задание.
— Представляешь, целых три задания. Во-первых, прочитать про жизнь гейш («Ммммм…» — подумали мы). Во-вторых, нарисовать кимоно. И в-третьих…
Здесь повисла тщательно отрепетированная пауза. Не иначе, МХАТовская.
— И в-третьих, написать… ХОККУ!
Да. Шах и мат, девочки и мальчики. Это вам не реферат на тему «Психика осьминога» или калиево-натриевый обмен у членистоногих. Это же ХОККУ… Моя бабушка курила трубку и мечтала стать актрисой. То есть не трубку, конечно, а «Беломор» в вишнёвом мундштуке, но театром бредила серьёзно. Потом случилась война, и о Мейерхольде пришлось забыть. Пошла в связисты.
После войны благодаря ткацким станкам бабуля выработала командный голос и идеальную дикцию. Но вишнёвый мундштук не забыла. Научилась шить «Бурду» и гадать на картах.
Однажды, сажая картошку на выделенных за ударный труд сотках, несостоявшаяся Марлен Дитрих почувствовала неладное. На соседнем участке кипела жизнь, которой там не должно было быть. Вооружившись большим кухонным ножом, бабуля подтянула рейтузы и пошла к соседям. Бодро перемахнув кусты смородины, она увидела бьющий во все стороны фонтан воды и копошащихся рядом диверсантов.
Именно к такой кульминации бабуля шла всю жизнь. Несыгранные Дездемоны и Катерины поднялись в едином порыве и требовали сатисфакции. Выкинув сигарету в смородину и перехватив нож поудобнее, леди Макбет двинулась в атаку.
Доподлинно неизвестно, какой монолог заставил публику капитулировать. Возможно, успех спектаклю обеспечил кухонный нож. Но артистические способности бабушки тоже нельзя сбрасывать со счётов. Как бы там ни было, восхищенные зрители без особых возражений проследовали в Правление. Там выяснилось, что «артистка» поймала не диверсантов, а рабочих, которые хотели перекрыть лопнувшую трубу. Так бы этот спектакль и закончился ничем, если бы один из нарушителей спокойствия, неудавшийся лётчик и удавшийся десантник, не стал потом моим дедушкой.
Раньше артиста можно было встретить на улице. Мы узнавали их даже по отпечатку ноги. Когда меня везли из роддома, на светофоре к таксисту влез «Человек с бульвара Капуцинов» и стал спрашивать, как проехать до «Яблочкиной». Родись я мальчиком, была бы Андреем.
Андрюшей, кстати, зовут сына. И вот, что я, как неудавшийся Андрей, хочу Андрею, на всю тысячу процентов удавшемуся, сказать.
Мой дорогой мальчик! Вот ты стоишь передо мной, такой же близкий и далёкий, как моя жизнь. И так же дарящий неуловимую надежду на исполнение мечты. Ты и есть — моя мечта.
Я хотела летать, ты сделал самолет. Мечтала побывать в далёких странах — ты научился плавать. Грезила о великом — ты полетишь в космос.
Дети всегда вырастают выше своих родителей. И идут дальше.
Знаешь, в мире много несправедливости. Примерно столько же, сколько доброты и сострадания. В мире всего поровну. Поэтому, прошу тебя, будь честен. Учись честно, живи честно, люби честно. Даже в толпе — будь честен. Оставайся собой всегда. Особенно в толпе.
Не позволяй никому топтать свою мечту. Если понадобится, сражайся за нее до последнего, но не отдавай никому. Свое никому не отдавай. Своих — не отдавай.
Прошу тебя, будь великодушен. Понимаешь, люди — слабы. Все мы остаёмся в душе детьми. А детство не у всех бывает счастливым. Но слабость и делает нас людьми. Ведь она и есть наша душа. Куда же без нее.
Что бы не происходило в твоей жизни — иди к своей цели. Не знаешь, куда идти, — просто иди. Цель найдётся.
И где бы ты ни был, помни — я рядом. Точнее, стою и дышу в спину: «Надень шапку, надень шапку…»
И прошу тебя, ни о чем не жалей. Жизнь быстротечна. Пока ты сегодня жалеешь о вчера, твое завтра уже проходит. На этом остаюсь до конца твоя МАМА.
Кстати, когда Андрюшка был маленьким, как-то раз в магазине разбил бутылку «Мартини». Катил корзину и на повороте задел. Долго стоял виновато рядом, но никто к нам не подошел даже. И мы ушли. Моя порода. Весь в мать. Родилась бы я мальчиком, точно была бы Андреем.
А как же вынесенное в заголовок хокку, спросите меня вы? Я не актриса, отвечу я вам чуть замявшись. Хокку — не хокку, по мне главное, чтобы не хентай. Прошу!
Когда рукой струны касаясь,
Рождаешь звуки, чуть дыша,
И в небо, крылья расправляя,
Летит звеня твоя душа.
В едином миге вдохновенья
С тобой пойдём плечо к плечу.
И каждый думает в смятении:
— Я тоже, тоже так хочу!
О, если б знал, какую цену
Пришлось за это заплатить,
И сколько времени отмерить,
И сколько горечи испить.
Искусства строгая богиня
Карает твердою рукой
Всех, кто не думает отныне
Отдать ей разум и покой.
И сердца бедного осколки,
Как брызги хрупкого стекла,
Звенят, сверкая в ручках ловких,
Надежды свет нам всем даря.
Это стихотворение дочери. Анечке. Она у меня, не побоюсь этого слова, Музыкант. Именно так. С самой большой буквы. А вообще, как говорил небезызвестный вам Вильям наш Шекспир: «Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль».
Сегодня постоянно что-то снимают. Вся жизнь — кино. Не успеваешь досматривать. А ведь в перерывах надо еще и на работу ходить.
— Девушка! Что вы здесь сидите? Здесь сейчас съёмка. Или… Вы актриса тоже (надо было соврать)?
— Вы не знаете, что у нас опять снимают?
— Как что? Прошу Яценко.
— Это-то понятно. Но что конкретно в Проше, хотелось бы знать…
Конечно, самая изощренная форма насилия - нежность. Но нет ничего дороже в жизни, чем дети, готовящие бульон, и кошки, дерущиеся за право полежать с тобой. Будьте здоровы!
***
#ЭгрегорианскийКалендарь
18 августа 2025 г.
© Ирена Астахова, Александр Чащин "Эгрегорианский календарь", Москва, "ЛитРес", 2025-2026, онлайн-черновик, clck.ru/3NwJzm Все книги автора: vk.cc/cOdxrx
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев