Что лучше выбрать?
Очень часто перед рыбаком или любителем водных прогулок встает вопрос, – какой мотор лучше выбрать для своей лодки. Принципиально выбор не слишком велик, ведь существует только два основных типа подвесных лодочных моторов - двухтактные и четырехтактные.
Вряд ли можно однозначно сказать, что лучше, потому что многое в таком выборе зависит от условий предполагаемого применения двигателя. Поэтому дадим краткое описание этих видов лодочных моторов и возможных условий их эксплуатации.
У двухтактных лодочных моторов рабочий цикл двигателя состоит, как это можно догадаться, из двух тактов. В такие моторы заливают смесь из бензина и масла, выдержанную в определенных пропорциях.
Четыректактники по своей сути являются полноценными ДВС, ведь при их эксплуатации отсутствует необходимость добавления масла в бензин, -масло заливается непосредственно в картер двигателя и как правило подлежит замене один раз в течение целого сезона эксплуатации.
Основные производители лодочных моторов
Относительно производителей подобных двигателей можно сразу отметить, что здесь вне конкуренции японские моторы, таких всемирно известных брендов, как Тохатсу, Ямаха, Сузуки, Хонда, Меркури, Ниссанмарин.
Реально, вне конкуренции – великолепная японская пятерка, немного отстают американцы и европейцы. При этом из японских двигателей выделяются четырехтактные модели фирмы Хонда, потому что именно эта компания обладает уникальным опытом создания таких моторов. Ее последние модели обладают великолепным ускорением и огромной экономией топлива (на 50% меньше, чем у соответствующих двухтактных моделей!). При этом четырехтактники Хонды не только соответствуют строжайшим мировым экологическим стандартам, но даже опережают их.
Последние годы, правда, им на пятки наступают американские и европейские производители. Наиболее именитые американцы – компания Johnson. Мало в чем уступают им и итальянские производители – компания Sella.
Да и вездесущий Китай не дремлет (куда уж без него!). Впрочем, здесь ситуация известна? – китайские моторы дешевле, но качество их (по крайней мере, пока) оставляет желать лучшего. К тому же и производиться большинство китайских моторов по устаревшим технологиям. Ведь по своей сути подавляющее большинство «китайцев» точными репликами известных, но снятых с производства японских лодочных моторов.
Преимущества двухтактных лодочных моторов
Что касается преимуществ «двухтактников», отметим, что он более прост по устройству, более компактен и, соответственно, меньше весит. Кроме того, он быстрее набирает обороты, перевозится в любом положении и более дешев. Естественно, есть у него и недостатки, по сравнению с «четырехтактником». Это – необходимость смешивать масло с бензином, больший расход топлива (в среднем на 40%), больший шум при работе (это как работа старого мотоцикла по сравнению с современным автомобилем). Кроме того, для двухтактных моторов характерна нестабильность при работе на холостых и малых оборотах, и, наконец, очень плохая экологичность - «грязный выхлоп».
Преимущества четырехтактных лодочных моторов
У четырехтактных лодочных моторов – все ровно наоборот! Рабочий цикл состоит, соответственно, из четырех тактов, в качестве топлива используется бензин, а масло заливают в картер двигателя. А вот что касается производителей четырехтактников, то здесь ситуация практически такая же, как и у двухтактных моторов.
К преимуществам четырехтактных моторов относятся: гораздо больший ресурс двигателя (ведь в нем сгорает чистый бензин без примеси масла), стабильность работы на малых оборотах и более высокая экологичность. Во многих странах, где более высокие экологические требования, последнее обстоятельство зачастую является решающим!
Для отечественных же условий отметим такое его преимущество, как гораздо меньший шум при работе. Данное обстоятельство, возможно, не является весомым для любителей водных прогулок, но многие рыбаки на собственном опыте убеждались в его необходимости при ловле рыбы, которая боится шума.
Ну а его недостатки как бы вытекают из достоинств двухтактника, то есть он более сложен по устройству (соответственно более дорог), и – самое главное – больше весит. Это обстоятельство не имеет большого значения, если рыбаков несколько. А если вы предпочитаете рыбачить один?
Какой мотор выбрать?
Теперь, пожалуй, пора переходить к главному вопросу, – какой из этих двигателей лучше выбрать? Конечно, можно, как и в предисловии, указать на неоднозначность выбора и его привязку к условиям будущего применения. Но ведь людям свойственно мечтать об идеале – как бы достоинства одной модели соединить с достоинствами другой, а недостатки устранить вовсе!
И, надо сказать, что, по крайней мере в этой области, есть модель «приближения к идеалу». Речь идет о так называемых двухтактных впрысковых двигателях.
Первые подобные двигатели стала выпускать известная фирма Меркури в уже далеком 1996 году. Ее двухтактники Opti Max с прямым впрыском топлива имели все преимущества традиционных двухтактных моторов, и, в то же время, позволяли существенно экономить топливо, вплотную приблизившись по этому показателю к четырехтактным двигателям.
Мимо такой инновации, конечно, не могли пройти и японцы. Хорошо известная в области производства подвесных лодочных моторов фирма Тохатсу, включившись в гонку современных технологий, выпустила на рынок великолепный двухтактник с инжектором низкого давления, сделанный по технологии TLDI, который в в 2001 году получил престижную международную премию. Эта модель, обладая всеми преимуществами двухтактных моторов, по расходу топлива не уступает четырехтактным моделям, и имеет ровный и устойчивый ход на малых оборотах.
Принимая решение о покупке лодочного мотора необходимо тщательно взвесить все за и против. Так, если предполагается частое использование мотора в течение длительного периода времени – оптимальным решением будет покупка четырехтактного мотора. Ведь разница в цене за счет экономии топлива и масла окупится в течение ближайших двух сезонов эксплуатации. А преимущества четырехтактника очевидны.
Если же предполагается не частое использование лодочного двигателя – вполне можно обойтись и двухтактным мотором.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев