Итак, какую одежду святые отцы считали неуместной? Святой Ефрем Сирин в слове 82 учит не носить яркую одежду, а одеваться скромно. Ведь нам нужно лишь удобное одеяние, а не разнообразие оттенков. «Суть в том, что нам нужно лишь одеяние для нашей плоти», — говорится в «Пандектах» Никона Черногорца, слово 37. Каждый должен носить одежду, соответствующую его положению и полу, — утверждает эта энциклопедия святоотеческих знаний. В 11-м каноне Гангрского собора предписывается запрещать женщине надевать мужскую одежду, даже если это продиктовано смирением и самоограничением, но не запрещает яркую одежду.
Следует избегать роскоши и великолепия, чтобы не оскорблять слабовольных братьев, говорит другой авторитет, поскольку некоторые тратят большие деньги на роскошную одежду. Святой Кирилл Александрийский утверждает, что разноцветная одежда скрывает благочестивый облик человека. Это относится и к духовенству. В «Пандектах» в 37-м слове говорится: если епископ или священнослужитель носит красивую и искусно сшитую одежду, его нужно поправить; если он не подчинится, его следует отлучить от церкви и изгнать. В «Покаянном каноне» на странице 602, в наставлении для вновь назначенного священника, говорится, что он должен носить одежду до щиколоток, без украшений, не в светском стиле. Женщинам запрещено показывать плечи, грудь... Святой Димитрий, митрополит Сербский, называет это (в главе 39) латинским обычаем и, следовательно, ересью.
Старообрядцы всегда серьёзно относились к одежде, особенно к церковной. В старообрядческих церквях можно встретить мужчин в кафтанах и сапогах. Под кафтанами многие мужчины носят свободную рубаху, подпоясанную узорчатым поясом с надписью. Женщины, особенно те, кто поёт в хоре, носят сарафаны и платки, надёжно заколотые под подбородком (или завязанные узлом, как у некоторых казачек, что допустимо). Цвет платка зависит от праздника. На Пасху многие носят красные платки, а в Троицын день многие женщины надевают зелёные платки. Старообрядцы, у которых нет такой одежды, носят приличные платья, закрывающие плечи и руки.
Мужчины-старообрядцы избегают носить галстук как пример «чужеземной» одежды.
Существует не так много письменных указаний относительно особенностей христианского одеяния. Только в «Покаянном каноне» из печатных канонических книг особое внимание уделяется внешнему виду. В нём говорится, что женщине нечестиво осенять себя крестным знамением, если она одета только в рубашку, за исключением случаев, когда она ложится спать, просыпается или находится в бане. Священные Соборы 1905 и 1913 годов издали послания к христианам, в которых разрешалось одеваться в соответствии с местными обычаями, при условии, что одежда была приличной, скромной и уместной в доме Божьем.
Важно упомянуть ещё один предмет одежды — пояс, которому христиане всегда придавали символическое значение. Апостол Павел говорит: «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности» (Ефесянам, 6:14). При крещении человек надевает крест, чистую рубашку и пояс; последний предмет одежды никогда не снимают. Мужчины носят пояс поверх рубашки, женщины — под платьем.
Василий Великий говорит, что необходимость носить пояс подтверждается примером первых святых: «И тот же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих…» (От Матфея, 3:4), а Илия был «…опоясан кожаным поясом на чреслах своих» (4 Царств, 1:8). Апостол Пётр носил пояс. «Подпояшься и обуйся», — сказал ему ангел. (Деяния 12:8). Далее говорится: «Так и иудеи в Иерусалиме схватят владеющего этим поясом и отдадут его в руки язычников». (Деяния 21:11). Бог повелел Иову препоясать чресла свои в знак храбрости и готовности к испытанию: «Теперь препояшь чресла твои, как муж» (Иов 38:3).
Наш Спаситель использовал пояс как символ служения, которого Бог требует от Своих истинных последователей: «Пояшьте чресла ваши и возмите светильники ваши» (Луки 12:35). Опоясанные ведут активную жизнь, потому что такова одежда тружеников, говорят святые отцы. Фраза «пояшьте чресла ваши» означает, что вы всегда должны быть готовы совершать дела своего Учителя, уточняет Феофан Болгарский.
Таким образом, пояс символизирует целомудрие, скромность и сдержанность, а также готовность и способность действовать, то есть бороться с грехом.
Статья была изложена с сокращениями с сайта
rpsc.ruЛюбовь Юрьевна Барабанова и Алексей Логвиненко для
nashavera.com.
Источник #ТрадицииИОбычаи
Нет комментариев